Силовые упражнения для детей 6 лет – Силовые упражнения для детей

Содержание

ТРЕНИРОВКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ПО НАУКЕ С ПОЛЬЗОЙ ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ

Физкульт-привет! Сегодня мы по­го­во­рим про тренировки для детей. При­чём не просто так, а с по­мо­щью научных ис­сле­до­ва­ний, пуб­ли­ку­е­мых в ве­ри­фи­ци­ру­е­мых ме­ди­цин­с­ких жур­на­лах. Таких как The Na­tio­nal Cen­ter for Bio­tech­no­lo­gy In­for­ma­tion, Ame­ri­can Aca­de­my of Pe­di­at­rics, Na­ture и дру­гие. Так что вы можете быть уверены в адек­ват­нос­ти пред­с­тав­лен­ной ин­фор­ма­ции. А если что-то и вы­зо­вет у вас сом­не­ния, то вы всегда можете пе­ре­про­ве­рить данные с по­мо­щью ис­точ­ни­ков. Но в тоже время, пос­коль­ку тренировки для детей ин­те­рес­ны не только спе­ци­а­лис­там по здо­ро­вью, а ещё и обыч­ным людям, мы пос­та­ра­ем­ся всё из­ло­жить мак­си­маль­но дос­туп­ным языком без спе­ци­аль­ной тер­ми­но­ло­гии.

Из этой статьи про тренировки для детей вы уз­на­е­те то, какие су­щест­ву­ют про­ти­во­по­ка­за­ния к за­ня­ти­ям спортом, а так же то, какие виды спорта под­хо­дят детям раз­но­го воз­рас­та. Кроме того, ввиду вы­со­кой по­пу­ляр­нос­ти среди детей и под­рост­ков силовых видов спорта [1], вопрос их ор­га­ни­за­ции будет рас­смот­рен от­дель­но. Чтобы вы точно знали, в каком воз­рас­те ребёнка можно от­прав­лять в тре­на­жёр­ный зал и что ему там можно де­лать. А так же ре­ко­мен­ду­ем вам оз­на­ко­мить­ся с нашей пре­ды­ду­щей статьёй, пос­вя­щён­ной ор­га­ни­за­ции детс­кой диеты. И не в смысле диеты для по­ху­де­ния, а в смысле диеты для пол­но­го пок­ры­тия всех пот­реб­нос­тей детского ор­га­низ­ма в пищевых нут­ри­ен­тах.

Что же касается тренировок для детей, то, говоря о них, сле­ду­ет начинать с про­ти­во­по­ка­за­ний! Поэтому преж­де, чем от­дать ребёнка на спорт, его нужно сводить к пе­ди­ат­ру на об­с­ле­до­ва­ние [2]. Пос­коль­ку об­с­ле­до­ва­ние может выявить те или иные на­ру­ше­ния, не только не поз­во­ля­ю­щие за­ни­мать­ся спор­том, но и требующие не­мед­лен­но­го ле­че­ния или осо­бен­но­го ухода. Нап­ри­мер, таким про­ти­во­по­ка­за­ни­ем может быть синд­ром Мар­фа­на [3]. А другие сер­деч­но-со­су­дис­тые за­бо­ле­ва­ния могут просто нак­ла­ды­вать ог­ра­ни­че­ния на ин­тен­сив­ность фи­зи­чес­ких наг­ру­зок [4]. Так что обя­за­тель­но сводите ре­бён­ка к врачу, а уже потом ре­шай­те, можно ли его от­дать в спор­тив­ную сек­цию!

Тренировки для детей

  1. 2–5 лет: в этом воз­рас­те де­тей сле­ду­ет обу­чать ос­нов­ным фи­зи­чес­ким на­вы­кам. Они дол­ж­ны учить­ся бе­гать и ку­выр­кать­ся, а так же ки­дать и ло­вить пред­ме­ты. При­чём луч­ше все­го обу­чать их все­му это­му в раз­лич­ных иг­рах. Но в этом воз­рас­те им нель­зя со­рев­но­вать­ся. Они дол­ж­ны прос­то иг­рать. При­чём пос­коль­ку у до­ш­коль­ни­ков сла­бо раз­ви­та спо­соб­ность к кон­цен­т­ра­ции вни­ма­ния, их нуж­но пос­то­ян­но кон­тро­ли­ро­вать и да­вать им чёт­кие и од­но­знач­ные слу­хо­вые и ви­зу­аль­ные ко­ман­ды [5].
  2. 6–9 лет: школь­ни­ки мно­го вре­ме­ни про­во­дят за пар­той или учеб­ни­ка­ми, по­э­то­му им сле­ду­ет за­ни­мать­ся спор­том не мень­ше 60 ми­нут в день [6]. Но пос­коль­ку им по-преж­не­му нуж­но раз­ви­вать фун­да­мен­таль­ные фи­зи­чес­кие на­вы­ки, то на­и­бо­лее оп­ти­маль­ны­ми ви­да­ми спор­та яв­ля­ют­ся фут­бол, пла­ва­ние, бас­кет­бол и дру­гие иг­ро­вые ви­ды спор­та [5]. При­чём луч­ше все­го от­да­вать ре­бён­ка в ко­манд­ные ви­ды спор­та [7]. Пос­коль­ку они боль­ше все­го спо­соб­с­т­ву­ют раз­ви­тию ком­му­ни­ка­бель­нос­ти [8]. А вот со­рев­но­вать­ся в этом воз­рас­те де­тям ещё не ре­ко­мен­ду­ет­ся. Хо­тя уме­рен­ный со­рев­но­ва­тель­ный эле­мент до­пус­ка­ет­ся [5].
  3. 10–12 лет: тренироваться детям в до­пу­бер­тат­ный пе­ри­од ре­ко­мен­ду­ет­ся так же, как и в воз­рас­те 6–9 лет [5]. Но в этот пе­ри­од уже мож­но ис­поль­зо­вать эле­мен­ты си­ло­во­го тре­нин­га [9], [10]. К то­му же, пос­коль­ку де­воч­ки «взрос­ле­ют» рань­ше маль­чи­ков, им мож­но по-преж­не­му тре­ни­ро­вать­ся вмес­те [5].
  4. 13–15 лет: этот воз­раст на­зы­ва­ет­ся пу­бер­тат­ным пе­ри­о­дом. Он ха­рак­те­ри­зу­ет­ся ин­тен­сив­ным из­ме­не­ни­ем детс­ко­го ор­га­низ­ма, по­э­то­му юно­шам и де­вуш­кам уже нуж­но за­ни­мать­ся спор­том с раз­ной ин­тен­сив­нос­тью [5]. А так же сле­ду­ет иметь в ви­ду, что в этот пе­ри­од ор­га­низм осо­бен­но ак­тив­но рас­тёт [11]. Что толь­ко сви­де­тель­с­т­ву­ет в поль­зу не­об­хо­ди­мос­ти за­ни­мать­ся спор­том [12]. И в том чис­ле си­ло­вы­ми ви­да­ми спор­та [2]. Но де­лать это нуж­но пра­виль­но!
  5. 16–18 лет: в этот пе­ри­од у од­них лю­дей ске­лет­ная сис­те­ма уже прак­ти­чес­ки сфор­ми­ро­ва­на, а у дру­гих про­дол­жа­ет ак­тив­но фор­ми­ро­вать­ся. По­э­то­му в за­ви­си­мос­ти от то­го, рас­тёт ли ещё че­ло­век, или уже нет, мож­но за­ни­мать­ся или по «взрос­лым» тре­ни­ро­воч­ным схе­мам или про­дол­жать за­ни­мать­ся по про­грам­мам тре­ни­ро­вок для де­тей 13–15 лет [5].

Силовые тренировки для детей

Начинать заниматься силовыми видами спорта детям мож­но с 10 лет [9], [10]. Но си­ло­вой тренинг должен только до­пол­нять кар­дио тре­ни­ров­ки, а не быть ос­но­вой тре­ни­ро­воч­ной прог­рам­мы. Больше того, если ре­бё­нок ранее спортом не за­ни­мал­ся, то зна­ко­мить­ся со спор­тив­ны­ми дис­ци­пли­на­ми нужно с иг­ро­вых видов спорта [4]. Тем не ме­нее, силовые тре­ни­ров­ки по­лез­ны. Они спо­соб­с­т­ву­ют ми­не­ра­ли­за­ции кост­ной ткани [13], нор­ма­ли­за­ции ли­пид­но­го про­фи­ля [14], раз­ви­тию ске­лет­ной мус­ку­ла­ту­ры [15] и улуч­ше­нию ко­ор­ди­на­ции [16]. А значит, спо­соб­с­т­ву­ют росту и сни­жа­ют ве­ро­ят­ность по­лу­че­ния травмы во вре­мя за­ня­тий другой фи­зи­чес­кой ак­тив­нос­тью.

Следует отдельно заметить, что силовые тренировки для детей в до­пу­бер­тат­ный период спо­соб­с­т­ву­ют раз­ви­тию мо­то­ней­ро­нов [17], [18]. А это значит, что они по­вы­ша­ют по­тен­ци­ал в мак­си­маль­ном росте мышечной массы в бу­ду­щем и яв­ля­ют­ся пре­вен­тив­ной мерой в лечении сар­ко­пе­нии. Что очень важно! Пос­коль­ку сар­ко­пе­ния является не­из­беж­ной потерей мы­шеч­ной ткани в по­жи­лом воз­рас­те [19], [20]. След­с­т­ви­ем чего яв­ля­ет­ся ухуд­ше­ние под­виж­нос­ти, пе­ре­ло­мы ко­неч­нос­тей и, в конце кон­цов, не­спо­соб­ность са­мо­сто­я­тель­но пе­ред­ви­гать­ся [21]. А силовые тре­ни­ров­ки этому про­цес­су пре­пят­с­т­ву­ют!

Правила детских силовых тренировок

  1. Тренировать нужно все по­верх­ност­ные мы­шеч­ные груп­пы. К ко­то­рым от­но­сят­ся грудь, но­ги, спи­на, пле­чи, ру­ки и пресс. То есть нуж­но ком­плек­с­но тре­ни­ро­вать всё те­ло!
  2. Особенное внимание сле­ду­ет уде­лять тех­ни­ке вы­пол­не­ния уп­раж­не­ний. При­чём вы­пол­нять все уп­раж­не­ния не­об­хо­ди­мо в пол­ной ам­пли­ту­де дви­же­ния [22]. Что, во-пер­вых, раз­ви­ва­ет гиб­кость. Во-вто­рых, ни­ве­ли­ру­ет воз­мож­ность дис­ба­лан­са в раз­ви­тии.
  3. Тренироваться следует 2–3 раза в не­де­лю [23]. В на­ча­ле тре­ни­ров­ки сле­ду­ет обя­за­тель­но раз­мять­ся. За тре­ни­ров­ку вы­пол­нять 6–8 уп­раж­не­ний. По 2–3 уп­раж­не­ния на мы­шеч­ную груп­пу. В каж­дом уп­раж­не­нии сле­ду­ет вы­пол­нять 1–2 раз­ми­ноч­ных и 2 ра­бо­чих под­хо­да. Ди­а­па­зон пов­то­ре­ний от 10 до 15. От­дых меж­ду под­хо­да­ми 90 се­кунд [2].

Мифы о силовых тренировках для детей

  1. «Силовые тренировки для детей пре­пят­с­т­ву­ют рос­ту кос­тей». Это миф! На са­мом де­ле си­ло­вые тре­ни­ров­ки спо­соб­с­т­ву­ют рос­ту в пу­бер­тат­ный пе­ри­од [9].
  2. «Силовые тренировки для детей вред­ны и опас­ны». Это миф! На са­мом де­ле си­ло­вые тре­ни­ров­ки не бо­лее опас­ны или вред­ны, чем лю­бые дру­гие ви­ды фи­зи­чес­кой ак­тив­нос­ти [2].

Подготовительный период на 1 месяц

УпражнениеI подходII подходIII подход
Приседания с палкой151515
Сгибания ног лёжа151515
Отжимания от пола151515
Тяга верхнего блока151515

Тре­ни­ро­вать­ся сле­ду­ет 2–3 ра­за в не­де­лю. От­дых меж­ду под­хо­да­ми 90 се­кунд. Дли­тель­ность схе­мы 5 не­дель. В на­ча­ле тре­ни­ров­ки сле­ду­ет по­кру­тить ве­ло­тре­на­жёр 10 ми­нут, а в кон­це тре­ни­ров­ки по­кру­тить ве­ло­тре­на­жёр 15 ми­нут. Пер­вый под­ход в каж­дом уп­раж­не­нии раз­ми­ноч­ный, то есть вы­пол­ня­ет­ся с мень­шим ве­сом. Все уп­раж­не­ния вы­пол­ня­ют­ся по­оче­рёд­но. То есть, вы­пол­ни­ли все под­хо­ды в од­ном уп­раж­не­нии, а за­тем пе­реш­ли к вы­пол­не­нию сле­ду­ю­ще­го.

Подготовительный период на 3 месяца
Тренировка 1
УпражнениеI подходII подходIII подход
Приседания с палкой151515
Разгибания ног сидя151515
Сгибания ног лёжа151515
Жим в хаммере151515
Отжимания от пола202020
Планкамаксимуммаксимуммаксимум
Тренировка 2
УпражненияI подходII подходIII подход
Гиперэкстензия121212
Тяга верхнего блока151515
Тяга нижнего блока151515
Тяга штанги лёжа151515
Сгибания рук на блоке151515

В на­ча­ле каж­дой тре­ни­ров­ки сле­ду­ет кру­тить 10 ми­нут ве­ло­тре­на­жёр. В кон­це каж­дой тре­ни­ров­ки ве­ло­тре­на­жёр сле­ду­ет кру­тить 20 ми­нут. Тре­ни­ро­вать­ся 2 ра­за в не­де­лю. От­дых меж­ду под­хо­да­ми 90 се­кунд. Пер­вый под­ход в каж­дом уп­раж­не­нии раз­ми­ноч­ный. Дли­тель­ность схе­мы 15 не­дель. Уп­раж­не­ния сле­ду­ет вы­пол­нять по­оче­рёд­но. То есть вы­пол­ни­ли все под­хо­ды в 1 уп­раж­не­нии, пос­ле че­го пе­ре­хо­ди­те к сле­ду­ю­ще­му.

Силовые тренировки для детей
Тренировка 1
УпражненияI подходII подходIII подход
Разгибания ног сидя151515
Сгибания ног лёжа151515
Приседания с гирей151515
Гиперэкстензия151515
Тяга штанги лёжа151515
Планкамаксимуммаксимуммаксимум
Тренировка 2
УпражнениеI подходII подходIII подход
Жим штанги лёжа151515
Жим в хаммере151515
Сведение рук в тренажёре151515
Подъём гантели перед собой151515
Сгибания рук на блоке151515
Вращение рукоятки с грузом151515
Тренировка 3
УпражнениеI подходII подходIII подход
Гиперэкстензия151515
Тяга верхнего блока151515
Тяга нижнего блока151515
Отжимания на брусьях151515
Разгибания рук на блоке151515
Планкамаксимуммаксимуммаксимум

В на­ча­ле каж­дой тре­ни­ров­ки сле­ду­ет кру­тить ве­ло­тре­на­жёр по 10 ми­нут. В кон­це каж­дой тре­ни­ров­ки ве­ло­тре­на­жёр сле­ду­ет кру­тить по 20 ми­нут. От­дых меж­ду под­хо­да­ми по 90 се­кунд. Все уп­раж­не­ния вы­пол­ня­ют­ся по­оче­рёд­но. То есть сна­ча­ла вы­пол­ня­ют­ся все под­хо­ды од­но­го уп­раж­не­ния, а за­тем уже вы­пол­ня­ет­ся сле­ду­ю­щее уп­раж­не­ние. Пер­вый под­ход в каж­дом уп­раж­не­нии – раз­ми­ноч­ный. Дли­тель­ность схе­мы до 16–18 лет. Что за­ви­сит от фор­ми­ро­ва­ния ске­ле­та.

Источники

[1] ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC2770173/

[2] ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC3445252/

[3] ajconline.org/article/S0002-9149(07)00851-X/fulltext

[4] pediatrics.aappublications.org/content/121/4/835.long

[5] ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC2722975/

[6] pediatrics.aappublications.org/content/117/5/1834.long

[7] ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC5322953/

[8] ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC5883352/

[9] journals.lww.com/cjsportsmed/Abstract/2006/11000/Weight_Training_in_Youth_Growth,_Maturation,_and.5.aspx

[10] ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC2564388/

[11] nature.com/articles/pr2015104

[12] ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC5532200/

[13] journals.lww.com/acsm-msse/pages/articleviewer.aspx?year=1993&issue=10000&article=00004&type=abstract

[14] jpeds.com/article/S0022-3476(87)80221-4/pdf

[15] ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC4215195/

[16] ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC5491841/

[17] journals.lww.com/acsm-msse/pages/articleviewer.aspx?year=1994&issue=04000&article=00017&type=abstract

[18] journals.humankinetics.com/doi/abs/10.1123/pes.1.4.336

[19] ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC3780834/

[20] ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC4066461/

[21] ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC5240970/

[22] sciencedirect.com/science/article/pii/S0031395516369838

[23] journals.lww.com/acsm-msse/pages/articleviewer.aspx?year=1990&issue=10000&article=00011&type=abstract

[свернуть]

Загрузка...

pop-science.ru

Силовые тренировки для детей

Большинство родителей склонно считать, что детям пока еще рановато выполнять различные силовые упражнения. В действительности такое мнение в корне неверно, причем с научной точки зрения они-то как раз показаны, причем как в отношении мальчиков, так и девочек. А ведь такие тренировки для детей приносят им неоценимую пользу, о чем следует знать заботливым родителям.

В чем необходимость?

Силовые тренировки в отношении детей – это отнюдь не поднятие тяжестей, как может показаться на первый взгляд. Здесь как раз все в ином ключе – комплекс упражнений со своей массой тела. Если соблюдать технику безопасности, а родителям контролировать физические нагрузки их ребенка, то такая работа пойдет только ему на пользу и будет направлена на развитие мышечной структуры.

Дозированный подбор нагрузок положительно сказывается на развитии ребенка:

  • повышается мышечный тонус;
  • обеспечивается контроль веса малыша;
  • развивается опорно-двигательный аппарат;
  • улучшается аппетит;
  • нормализуется работа сердечно-сосудистой системы;
  • риск подхватить инфекцию или заболеть заметно снижается.

В тренировках детей 4 лет и старше немаловажным фактором выступает контроль веса. Многие дети в силу своего возраста очень любят сладкое, а при чрезмерном потреблении такого лакомства, вкупе с неправильным рационом, даже в столь юном возрасте практически не избежать ожирения. А чем это в свою очередь чревато, знает каждый из нас.

Когда начинать

Начинать упражнения можно малышам в раннем возрасте, примерно с трех лет. Как уже говорилось ранее, ни о каких тяжестях здесь речи не идет, таким малышам хватает упражнений – здесь в качестве нагрузки используется собственная масса тела ребенка. По большей части это:

  • отжимания;
  • подтягивания;
  • подъемы ног;
  • поднятие корпуса.

Тренировки для детей 6 лет уже предусматривают использование различных спортивных снарядов – эспандеров, гантелей, мячей, гимнастических палок и прочих подручных средств, имеющих небольшой вес.

Что касается интенсивности проведения, то для ребенка достаточно 2 или 3 занятий в течение недели. Чтобы побудить интерес, следует объяснить малышу важность силовых тренировок. В качестве примера можно привести различных героев из художественных фильмов, которые обладают невиданной силой и выносливостью.

Тренировки пройдут веселее и плодотворнее, если ребенок примерит на себя роль Бэтмена, льва Бонифация или любого другого понравившегося персонажа. Стоит вспомнить либо пересмотреть кинематографические произведения с целью оптимального подбора комплекса упражнений для будущего героя.

Правильная программа

Тренировки для детей 7 лет должны длиться не более 30-45 минут. При этом на начальном этапе необходимо применить комплекс упражнений, которые включают использование гантелей и работу под воздействием собственного веса. Хоть эти силовые тренировки и приносят ощутимую пользу, есть определенные правила, которые следует учитывать.

На этом, собственно, основывается правильная программа:

  • Квалифицированное обучение – для занятий стоит привлечь опытного тренера, у которого за плечами богатый опыт работы с детьми. В зависимости от возраста, навыков и заинтересованности малыша специалист поможет создать правильную программу занятий. В крайнем случае практически в каждом городе есть классы силовых тренировок, которые рассчитаны именно для детей.
  • Разминка и заминка – перед проведением основных упражнений важно приучить своего ребенка к проведению разминки (ходьба или бег на месте, прыжки через скакалку). На это обычно уходит от 5 до 10 минут времени, что позволяет разогреть мышцы для дальнейшей работы и избежать получения травм. Помимо этого, важно на завершающем этапе выполнять растяжку, что также необходимо.
  • Правильная техника – в тренировках для детей не нужно делать упор на интенсивность нагрузок, куда важнее следить за правильностью выполнения упражнений. По мере взросления ребенку можно постепенно увеличивать количество повторений.
  • Контроль – за детьми всегда нужен присмотр, в особенности когда речь заходит о силовых тренировках.
  • Ожидание результата. Не стоит в одночасье ожидать видимых результатов – ребенку необходимо объяснить, что на все нужно время, чтобы он сразу не бросал занятия. К тому же способ, как можно его заинтересовать, уже был описан выше. В любом случае через несколько недель, а может даже и суток регулярных тренировок, ребенок обязательно заметит разницу в отношении мышечной силы и выносливости.

Если придерживаться этих простых рекомендаций, и ребенок, и сами взрослые обнаружат приятные перемены. Что может быть лучшего предмета гордости за своего малыша?

Техника безопасности

Тренировки для детей в обязательно порядке должны проводиться под наблюдением взрослых, с соблюдением техники безопасности.

Прежде всего родителям необходимо убедиться в том, что их ребенок прекрасно понимает, как именно следует делать то или иное упражнение. Помимо этого, ему необходимо выполнять все указания взрослых. Родителям всегда нужно быть рядом с ребенком во время выполнения упражнений. Ни в коем случае нельзя допускать, чтобы он занимался в одиночку!

Упражнения с гантелями

Перед тем как начинать упражнения, необходима разминка – разнообразные вращения, наклоны, повороты тела, махи. Легкая аэробная нагрузка тоже не повредит – ходьба, бег на месте, прыжки. Комплекс упражнений ориентирован главным образом на то, чтобы задействовать всю ключевую мускулатуру. Показана данная тренировка детям 8-12 лет.

I комплекс – жим с гантелями в лежачем положении

В этом случае работают грудные мышцы:

  • Исходное положение (ИП) – сидя на скамье, гантели в руках.
  • Принять лежачую позицию, ступни должны упираться в пол. Сгибать руки, снаряды при этом располагаются по обеим сторонам плеч, немного выше грудной клетки.
  • Затем руки выпрямляются, сводятся над грудью и задерживаются на 1-2 секунды.
  • Плавным образом руки возвращаются в исходное положение.

В ходе выполнения упражнения ребенок не должен отрывать от скамьи лопатки и затылок. Прогиб в пояснице сохраняется, в то время как прочих искривлений быть не должно.

Перемещение гантелей строго вертикальное, при этом в верхней позиции их стоит сближать, но не сталкивать. Опускать следует на максимальной низкий возможный уровень. Главное — избегать укороченной амплитуды, что приводит к снижению эффективности упражнений.

II комплекс – тяга снаряда одной рукой стоя в наклоне

Теперь к работе подключается спина:

  • Гантель берется в правую руку, левой же вместе с одноименным коленом упереться в скамейку. В итоге корпус должен стать практически параллельно полу. Правая рука с гантелью выпрямляется, ладонь повернута внутрь (к себе).
  • Затем рука сгибается, подтягивая снаряд вверх и чуть назад, к низу живота. Короткая пауза для проработки мышц, после чего конечность опускается.
  • После выполнения повторов для одной стороны тела рука меняется.

В ходе данной тренировки у детей 10 лет и старше работает спинная мускулатура. Чтобы стабилизировать позу, следует напрячь мышцы пресса и держать их в напряжении все время. Движения должны быть плавными, без резких рывков.

III комплекс – приседание с отягощением

Здесь уже подключаются бедра с ягодицами:

  • ИП – стоя, руки с гантелями опущены, ноги расставлены на ширину плеч и слегка согнуты. Сами плечи расправлены, носки развернуты наружу.
  • Таз отводится назад, как бы в желании присесть на стул. Ребенок начинать приседать до того уровня, когда бедра становятся параллельно полу.
  • Вернуться в исходное положение.

Пятки при этом должны быть прижаты к поверхности пола, а осанка оставаться ровной. Если классические приседания еще не освоены, следует начать отрабатывать их.

IV комплекс – жим с разворотом

Здесь нужно поработать плечами:

  • ИП – руки согнуть, при этом гантели располагаются на уровне шеи, ладони же повернуты внутрь. Голова всегда должна держаться прямо, плечи развернуты, взор – прямо перед собой.
  • Руки выпрямляются над головой, причем их стоит поворачивать таким образом, чтобы ладони вверху были обращены вперед.
  • Небольшая пауза. Руки опускаются.

В ходе выполнения данной тренировки для детей 12 лет можно отводить руки слегка назад, что позволит усилить напряжение мышечной структуры.

Сам корпус двигаться не должен, в противном случае нагрузка делается слишком большой.

V комплекс – подъем на носки с утяжелителем

Здесь нагрузка распределяется на голени:

  • ИП – принимаем стоячее положение на подставке, при этом пятки должны свисать с нее. Одной рукой следует удерживаться за опору, другой нужно взять снаряд, пятки следует опустить максимально низко, насколько это возможно.
  • Начинать подниматься на носки, после задержаться на 1-2 секунды. Затем плавно опустить пятки и сделать паузу.
  • Выполнить необходимое количество повторений.

Время от времени необходимо перекладывать гантель с одной руки на другую. При этом конечности можно менять от занятия к занятию либо в течение одной тренировки – половина повторов приходится на левую руку, потом на правую.

Аэробный фитнес

Помимо силовых тренировок можно выполнять аэробные упражнения, которые позволяют укрепить сердце, развивают выносливость, а также способствуют сохранению веса. Их можно проводить в любое свободное время и даже в дни силовых тренировок. Только выполнять фитнес-упражнения необходимо после силового комплекса, иначе мышцы уже устанут, что заметно снизит эффективность тренинга.

Начинать аэробную тренировку с детьми необходимо спокойно, но спустя 5 минут интенсивность можно увеличить. Поднятый темп следует сохранить в течение последующих 20 минут. Последние 5 минут также следует проводить в спокойном режиме, завершая занятия.

Новичкам стоит тренироваться не более 15 минут, причем необходимо все время контролировать сердцебиение. Частота пульса должна составлять от 65 до 80 процентов от максимального количества сердечных сокращений.

fb.ru

Силовые тренировки в детском возрасте: примеры, особенности, нюансы

Автор: Николай Борисов - тренер, чемпион России по пауэрлифтингу
Место в рейтинге авторов: 14    (стать автором)
Дата: 2016-10-17      Просмотры: 13 447     Оценка: 5.0

Все статьи автора >>

Медали статьи >>

Идёт загрузка статей...

Посетите сайт автора этой статьи

Ранние тренировки и рост ребёнка

Самая распространённая страшилка противников тренировок с отягощениями в юношеском возрасте: штанга тормозит рост. Вероятно, обыватель ассоциирует подростка с куклой, которая расплющивается под штангой.

А что происходит с живым организмом? На этот вопрос ответило исследование, проведённое в СССР в 1978 году. В течении нескольких месяцев наблюдали за двумя группами юношей 16-18 лет, в каждой около 20 человек (если читателю известны более масштабные исследования - не сочтите за труд поделиться). Одна из групп занималась лёгкой атлетикой, другая - тяжёлой атлетикой. За период наблюдения группа легкоатлетов выросла в среднем на 5 мм, группа тяжелоатлетов - на 1 см.

На первый взгляд, для полноты научного исследования не хватает контрольной группы неспортсменов. Однако, в этом не было необходимости. В советские времена школьники и студенты проходили мед. осмотр не менее одного раза в год и статистику роста можно было получить в любой поликлинике и учебном заведении. Существовала сводная статистика по регионам и всесоюзная. Сравнение с этими данными показывали, что средний юноша рос медленнее легкоатлета.

Почему так происходит? Кратковременная (несколько минут за тренировку, разбитых на 10-20 подходов) работа с отягощением стимулирует хрящевую ткань, она начинает расти быстрее. К обратному эффекту может привести длительное непрерывное воздействие. Не зря же А. Шварцнеггер, в бытность губернатором Калифорнии, запретил носить школьникам учебники, всю необходимую информацию поместили на диски. Ежедневные 20-30 минут ношения нескольких кг учебников в портфеле или в сумке на одно плечо с большой вероятностью искривят позвоночник ребёнка на всю жизнь.

Примеры детей, которые начали рано тренироваться

Всех нижеперечисленных детей тренировали отцы. Не стоит полагаться в таком деле на наёмного инструктора.

Что известно о тренировках в дошкольном возрасте? Мало. Весь опыт положительный, подтверждает, что штанга не делает детей карликами и калеками. По старшинству:

1. Григорий Борисов - 1984 г. р. Химки.

Начал тренироваться в 5 лет. Многократно выигрывал первенства Московской обл. среди младших юношей по версии IPF. Закончив школу, уехал учиться в другой город и отошёл от спорта.

Вредных последствий тренировок не замечено. Вырос выше отца. (фото слева: Зеленоград, вероятно, декабрь 1993 г).

2. Матвеева Екатерина - май 1989 г. р. Мытищи.

Начала тренироваться в 5 лет. На соревновательный помост вышла в 7 лет. Чемпионка РФ среди девушек по экипировочному пауэрлифтингу 2003 года. Другие выступления можно посмотреть здесь. на http://allpowerlifting.com/lifters/RUS/matveeva-ekaterina-15876/ Выполнила норматив МС по тяжёлой атлетике, что многократно сложнее пауэрлифтинга.

В росте догнала маму, выше бабушки на 7 см.

3. Борисова Юлия - ноябрь 1989 г. р. Химки.

Начала тренироваться в 5 лет. Выступает в пауэрлифтинге с 7 лет.

Тренировочные планы пока только на бумаге. Самое старое сохранившееся видео:

Победа в абсолютка на Кубке мира 2012 года, выполнение МСМК в тяге по WPA, др. выступления и не побитый с 2007 года рекорд Юли смотрите здесь. В базу не попали многократные победы на РДФПФ до 2007 года.

Выросла выше мамы. В 2014 году родила сына 4,250. Через 11 месяцев после родов заняла 2 место в региональном турнире по Русскому жиму. А на 14-ом месяце после родов, продолжая кормить сына, победила на силовом шоу "Сенежская тяга" с результатом 230 кг (фото выше).

4. Матвеев Виктор 1991 г. р. Мытищи.

Первую тренировку провёл до своего четырёхлетия. Годовой перерыв в силовых тренировках связан с подготовкой в беге на длинные дистанции. В 1998 году установил рекорд РФ в беге на 20! (двадцать) км для мальчиков до 7 лет, не побит до сих пор! Время на дистанции 1 ч 39 м 04 с.

После установления рекорда в беге вернулся в пауэрлифтинг. Соревнования последних лет - здесь (не все). Вырос выше папы на 8 см.

5. Акулова Варвара 1992 г. р. Кривой Рог.

Начала тренироваться в 4 года. Давно читал, что в юношеском возрасте Варя выступала на украинских турнирах по пауэрлифтингу. В базе данных http://allpowerlifting.com её не обнаружил. Вероятно, в настоящее время Варвара продолжает семейное дело в цирке. Судя по доступным в интернете материалам, здоровье у неё в порядке: http://oppps.ru и http://fishki.net.

Особенности силовых тренировок детей

Обусловлены они, прежде всего, отличием детской психики, а не физиологии. Чем младше ребёнок, тем сложнее ему даётся монотонная однообразная работа. Ребёнку проще сделать 3 упражнения по 2-3 подхода, чем одно упражнение 5-6 одинаковых подходов. Приседания со штангой однозначно надо ограничить 2-3 рабочими подходами и дополнительно проработать ноги приседом на одной ноге и приседом в ножницах или в стороны.

Аналогично и в жиме. 3 подхода жим лёжа, 3 подхода отжиманий от пола (для новичков - от скамьи), и ещё 1-2 жимовых упражнений. По той же причине стоит избегать многоповторности. Делая упражнение более 8 раз и взрослому трудно контролировать каждое движение. Но взрослый атлет обычно в состоянии сделать волевое усилие, а ребёнок может просто наплевать на технику.

В таблицах прогресса Кати и Вити, любезно предоставленных Василием Матвеевым видно, первые полгода тренировок присед выполнялся только со штангой на груди. Этот метод освоения техники через подводящее упражнение позволяет избежать многих технических ошибок в будущем.

Для тяги подводящим упражнением являются наклоны стоя со штангой на плечах. Не стоит делать тягу первые полгода тренировок. Обучение тяге надо начинать после того, как будет идеально поставлена спина в наклонах и приседаниях (это правило распространяется и на взрослых новичков). Тягу не стоит делать более 5 повторов и чаще 1 раза в 2-3 недели. Спину ребёнка сделают сильной наклоны стоя и через "козла".

Приступая к тренировкам ребёнка вы должны быть готовы к тому, что почти всё оборудование в зале обычном будет ему велико. Вам придётся: подставить под ноги плинты или стопку дисков для жима лёжа, подать и принять штангу в жиме и приседе, держать ноги при выполнении гиперэкстензий, подсадить на перекладину и брусья, и многое другое.

Добавляя ребёнку рабочий вес, пересчитайте прибавку в проценты. Для него переход с 15-ти на 16 кг равнозначен вашему переходу со 150-ти на 160 кг. Понадобится набор дисков и гантелей от 0,5 кг.

А нужно ли раннее начало?

Если один из однояйцевых близнецов начнёт тренироваться в 5, другой в 10 лет, то их силовые показатели сравняются к 18-ти, а может и к 15-ти годам с большой вероятностью. Так что тогда даст раннее начало тренировок? Более устойчивую технику? Действительно, чем раньше приобретён навык, тем он устойчивее, при прочих равных условиях. Врят ли, начав ездить на велосипеде взрослым, можно управлять им так же уверенно, как научившись ездить в детстве. Пропущенный возраст от 5 до 7 лет в общении с мячом, практически невосполним. Глупо пытаться сменой тренеров сборной команды научить играть в футбол взрослых дядей.

Однако, техника упражнений пауэрлифтига достаточно примитивна, в сравнении с большинством видов спорта. Её можно освоить и довести до автоматизма и в ветеранском возрасте. Другое дело - тяжёлая атлетика. Рывок и толчок гораздо сложнее приседа, и обучить этим движениям до 8-9 лет весьма проблематично, моторика не созрела.

Вероятно, рациональнее использовать период 7-10 лет для развития координационных способностей. В таблице сензитивных периодов развития

виден возраст наибольшей восприимчивости ребёнка к развитию отдельных физических качеств. Упускать благоприятные периоды не желательно, потом не наверстать. По мнению некоторых авторов уже с 10,5 до 13,5 лет наступает "провал" в восприимчивости к развитию координации.

Не стоит забывать и про гибкость. Часто недостаточная подвижность в суставах мешает освоению технически правильных движений.

Исходя из выше сказанного, я не призываю к обязательному раннему началу работы с отягощениями, особенно если ребёнок склонен к коллективным играм. Я лишь привёл примеры, которые убедительно доказывают, что вреда от грамотных силовых тренировок не будет в любом возрасте.

Развить ловкость и гибкость ребёнку помогут гимнастика и различные виды борьбы. Жаль, что далеко не везде можно найти детскую секцию на доступном расстоянии и с подходящим расписанием тренировок. И главный вопрос - кто будет тренировать вашего ребёнка? Я бы не стал отдавать ребёнка незнакомому тренеру без рекомендаций.

О том, что важнее силовых показателей

По-моему, основная польза раннего привыкания к тренировкам находится в области психологии, а не физиологии.

Во-первых, выйти первый раз на помост перед зрителями и судьями в 7 лет проще, чем в 12-14. Ближе к подростковому возрасту мешают всякие стеснения и сомнения. Лучше, если привычка выступать образовалась раньше. Эта привычка, выступать перед публикой, многого стоит.

Во-вторых, тренировки в одном зале с родителем дают хороший воспитательный эффект, в отличие от ситуации, когда родитель привёз ребёнка в секцию, а сам в это время плющит задницу в холле.

В-третьих, городские дошкольники рано привыкают проводить время за компьютерными играми и другими малополезными занятиями, включая просмотр телевизора. И здесь ранняя привычка регулярно тренироваться может стать хорошим "противовесом".

В-четвёртых, круг общения. Круги у детей бывают самые разные, от покурить до на электричке покататься (снаружи повиснув, а не внутри). В нормальном спортклубе ребёнок попадает в коллектив, который тренируется, ездит на соревнования, вместе отдыхает. Это относится не ко всем спортклубам. Есть такие, где не принято даже здороваться, посидели на тренажёрах в наушниках и молча разошлись. Я не об этих. Попав в среду единомышленников, человек обычно приобретает в ней друзей, а кому повезёт, и супругов.

Нашли ошибку в статье? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl + Enter. И мы её исправим!

Похожие статьиЛучшие статьиНовые статьи

tvoytrener.com

СПОРТ ДЛЯ ДЕТЕЙ, НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ, РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДИАТРОВ и ИНФОГРАФИКА


Спорт – это дозированная физическая нагрузка, соответствующая адап­та­ци­он­ным ре­зер­вам ор­га­низ­ма, и именно поэтому спорт полезен детям любого возраста [1]. Но имен­но в свя­зи с тем, что в детстве и подростковом возрасте организм человека ещё не сфор­ми­ро­ван, на­груз­ку следует подбирать с особенной об­стоя­тель­нос­тью и ос­то­рож­нос­тью, пред­ва­ри­тель­но кон­суль­ти­ру­ясь с врачом [2], и обращаясь за по­мо­щью к ква­ли­фи­ци­ро­ван­но­му спе­циа­лис­ту по фи­зи­чес­кой культуре [3]. Почему? Во-­пер­вых, по­то­му что у ребенка могут выявиться нарушения, не позволяющие за­ни­мать­ся кон­крет­ным ви­дом спорта или интенсивной физической активностью вооб­ще. Во-­вто­рых, по­то­му что в разном возрасте детям подходят разные виды спорта [1].

Что касается фитнеса, то дети могут применять его с самого раннего возраста, но пол­нос­тью ис­поль­зо­вать все его элементы можно только с 10-12 лет [1]. Все зависит от ско­рос­ти взрос­ле­ния ре­бен­ка. Чем раньше у ребенка сформируется скелетная и мы­шеч­ная сис­те­мы, тем рань­ше он сможет применять различные виды тренинга. Но, тем не ме­нее, до окон­ча­тель­но­го фор­ми­ро­ва­ния ске­ле­та характер нагрузок, особенно си­ло­вых, у под­рост­ков дол­жен быть специфичен [4]. Например, строго не ре­ко­мен­ду­ет­ся вы­пол­нять ра­зо­вые повторения с максимальным весом до полного фор­ми­ро­ва­ния ске­лет­ной и мышечной систем [5]. С другой стороны, не стоит де­мо­ни­зи­ро­вать си­ло­вые тре­ни­ров­ки для детей, поскольку при адекватном подходе и соб­лю­де­нии со­вре­мен­ных науч­ных наработок они совершенно безопасны [6].

Противопоказания для занятий спортом


Сердечнососудистые заболевания: если у ребенка есть какие-то нарушения в сер­деч­но–­со­су­дис­той сис­те­мы, то родители обязательно должны отвести его к врачу, ко­то­рый дол­жен его ос­мот­реть и дать заключение, насчет возможности или не­воз­мож­нос­ти за­ня­тий тем или иным видом спорта [7]. Например, детям с синд­ро­мом Мар­фа­на не сле­ду­ет за­ни­мать­ся спортом [8], а детям с ги­пер­тро­фи­ро­ван­ным сердцем не ре­ко­мен­ду­ет­ся за­ни­мать­ся си­ло­вы­ми видами спорта [5]. Детям с гипертензией сле­ду­ет прой­ти тща­тель­ный ме­ди­цинс­кий осмотр перед началом занятий спортом из-за уве­ли­чен­но­го рис­ка по­вы­ше­ния артериального давления во время тренировки [9]. В об­щем, каж­дый слу­чай ин­ди­ви­дуа­лен и требует заключения специалиста.

Прочие: любые серьезные заболевания, особенно хронические, должны вызывать бес­по­койст­во ро­ди­те­лей, и ребенка следует отводить к специалисту, который сможет его ос­мот­реть. В част­нос­ти, ес­ли у ребенка случаются судороги, то надо разобраться с их при­чи­ной, и толь­ко пос­ле одобрения врача разрешать ребенку проводить спортивные за­ня­тия [2], [4]. Так же вни­ма­тель­но следует отнестись к выбору спортивной дис­цип­ли­ны де­тям пе­ре­нес­шим лечение химиотерапией антрациклинами, поскольку по­боч­ным эф­фек­том та­кой про­це­ду­ры может быть повышенная вероятность развития сер­деч­но–­со­су­дис­тых за­бо­ле­ва­ний [10], в связи с чем, предпочтение следует отдавать ви­дам спор­та с аэроб­ной на­груз­кой [2].

Спорт для детей разного возраста [1]


2-5 лет: в этот период тело изменяется особенно интенсивно. Относительный процент жи­ро­вых от­ло­же­ний сни­жа­ет­ся, поскольку снижается потребление калорий и уве­ли­чи­ва­ет­ся их рас­ход. У дошкольников не развита способность кон­цент­ри­ро­вать вни­ма­ние, по­это­му обучать их следует четкими слуховыми и визуальными указаниями, на­прав­лен­ны­ми на ре­ше­ние ка­кой-­то конкретной задачи. Обучать их следует фун­да­мен­таль­ным на­вы­кам: бег, кувыркание, метание и ловля. Занятия должны быть иг­ро­вы­ми, ве­се­лы­ми, сти­му­ли­ро­вать потребность в изучении и экс­пе­ри­мен­ти­ро­ва­нии. Со­рев­но­ва­тель­ный эле­мент не допускается.

6-9 лет: начиная с этого возраста детям рекомендуется заниматься спортом не менее 60 ми­нут в день [11], поскольку они больше времени проводят за учебой. Тем не менее, в этом воз­рас­те де­ти все ещё не умеют фокусировать внимание, поэтому спортивные за­да­чи долж­ны быть чет­ки­ми и не­про­дол­жи­тель­ны­ми. Можно добавить немного со­рев­но­ва­тель­но­го эле­мен­та, но он дол­жен быть ограничен. Направленность тренировок ос­та­ет­ся преж­ней – раз­ви­тие основных физических навыков. Стоит обратить внимание на фут­бол, бас­кет­бол, плавание, гимнастику, бег, теннис и катание на коньках. Стоит за­ме­тить, что пла­ва­ние наиболее приемлемый вид спорта, поскольку равномерно на­гру­жа­ет все те­ло.

10-12 лет: в этот период организм девочек более развит, чем у мальчиков, поскольку у них рань­ше на­чи­на­ет­ся пубертатный период. Разница в силовых показателях у детей раз­но­го по­ла в этом возрасте практически не наблюдается. Соответственно, девочки и маль­чи­ки мо­гут со­рев­но­вать­ся или вместе тренироваться. Хорошим выбором в этот пе­ри­од бу­дет фут­бол, баскетбол и хоккей на льду. В этот же период уже можно на­чи­нать за­ни­мать­ся си­ло­вы­ми видами спорта [12], [13], [14], [15], [16]. На се­год­няш­ний день нет сом­не­ний в безопасности адекватных, со­от­ветст­вую­щих фи­зи­чес­ко­му раз­ви­тию ребенка, силовых тренировок в допубертатный период [2], [5], [17], [18]. И имен­но в этом воз­рас­те возможно с помощью тренировок добиться уве­ли­че­ния по­тен­циа­ла в рос­те мы­шеч­ной массы [19], [20].

13-15 лет: в этот период организм начинает интенсивно меняться, увеличивается мы­шеч­ная мас­са, силовые показатели и сердечно–легочная выносливость. У мальчиков в боль­шей сте­пе­ни раз­ви­ва­ет­ся мы­шеч­ная масса, а девочки набирают больше жи­ро­вой. Тем не ме­нее, в этом возрасте немного временно ухудшается координация и гиб­кость. По­сколь­ку пубертатный период у всех протекает по–разному, спортивные ре­зуль­та­ты мо­гут различаться. В этот период адекватные силовые тренировки могут по­мочь из­бе­жать травм, а так же набрать мышечную массу за счет гипертрофии мы­шеч­ных во­ло­кон, что бы­ло невозможно в более раннем возрасте из-за отсутствия дос­та­точ­ной кон­цент­ра­ции по­ло­вых гормонов [21].

16-18 лет: в этот период половое созревание все ещё продолжается, поэтому рост ске­лет­ной мус­ку­ла­ту­ры и силовых показателей продолжается естественным образом, прав­да, мед­лен­нее, чем в предыдущие годы. Мышечная, скелетная и сер­деч­но–­ле­гоч­ные сис­те­мы развиваются до состояния взрослого организма, по­это­му в этом воз­рас­те уже мож­но давать своему организму такие же нагрузки, какие себе дают зре­лые лю­ди. Это не обя­за­тель­но должны быть силовые виды спорта. Выбирать сле­ду­ет ту спор­тив­ную дис­цип­ли­ну, к которой лежит душа, поскольку это залог того, что че­ло­век бу­дет за­ни­мать­ся спортом долгие годы, а не бросит его ради других ув­ле­че­ний.

Силовые тренировки для детей


Популярность силового тренинга среди молодежи постоянно растет [22], [23], в связи с чем, не­об­хо­ди­мо разо­брать­ся в том, как именно следует заниматься фитнесом детям, чего сто­ит опа­сать­ся, ка­кие это дает преимущества и какие насчет этого существуют ми­фы. Но преж­де все­го, стоит заметить, что силовые тренировки полезны здоровым де­тям и под­рост­кам, при этом, они могут получить выгоду не только в плане мышечной си­лы, но и ук­реп­ле­ния кост­ной ткани, улучшения липидного профиля, повышенной ко­ор­ди­на­ции и бо­лее выгодной композиции тела [24], [25], [26], [27]. Тем не менее, за­цик­ли­вать­ся толь­ко на силовом тренинге детям не следует. Детям так же нужны и аэроб­ные на­груз­ки, поз­во­ляю­щие им рав­но­мер­но развиваться. А перед тем, как отдать ре­бен­ка на спорт, он дол­жен пройти осмотр у ква­ли­фи­ци­ро­ван­но­го вра­ча [2].

Правила силового тренинга: программы тренировок должны быть подобраны ин­ди­ви­ду­аль­но, учи­ты­вая возраст и физическую подготовку ребенка. Каждая тре­ни­ров­ка дол­жна на­чи­нать­ся с 5-10 минутной разминки и заканчиваться 5-10 ми­нут­ной за­мин­кой. Наличие аэробной нагрузки дает ряд преимуществ, в частности, по­мо­га­ет раз­ви­вать­ся сер­деч­ной мыш­це и повышает метаболизм [2]. Акцент не­об­хо­ди­мо де­лать на правильную форму выполнения упражнений, а выполнять их сле­ду­ет в пол­ную ам­пли­ту­ду [28], [29]. Тренировать рекомендуется все поверхностные мы­шеч­ные груп­пы: грудь, спину, ноги, руки, плечи и пресс. Стремиться к равномерному раз­ви­тию вер­ха и ни­за те­ла. За тренировку выполнять 6-8 упражнений, по 2-3 уп­раж­не­ния на мы­шеч­ную груп­пу. В каждом упражнении выполнять 2 рабочих подхода по 10-15 пов­то­ре­ний. От­ды­хать меж­ду под­хо­да­ми 2-3 минуты, заниматься 2-3 раза в не­де­лю [2].

Имейте в виду, что детям ни в коем случае нельзя начинать заниматься спортом сразу с си­ло­вых тре­ни­ро­вок, а тем, кто включил силовой тренинг в свою спортивную про­грам­му, сле­ду­ет ак­цен­ти­ро­вать внимание на технике выполнения упражнений, очень пос­те­пен­но уве­ли­чи­вая вес и не опускаясь ниже 10 повторений в подходе [4]. В идеа­ле, тех­ни­ку вы­пол­не­ния упражнений следует освоить без дополнительного отя­го­ще­ния [30], [31]. Так же не сле­ду­ет «жить» в тренажерном зале, поскольку больше 3 тре­ни­ро­вок в не­де­лю не да­ют существенного преимущества детям [4], а вот 2-3 тре­ни­ров­ки в не­де­лю су­щест­вен­но эффективней одной [17], [19], [28]. Долгие перерывы бо­лее 6 не­дель вле­кут за со­бой уте­рю функ­цио­наль­нос­ти и объема мышц [32], так что их сле­ду­ет из­бе­гать, а в слу­чае, если этого сделать не удалось, учитывать этот пе­ре­рыв на по­сле­дую­щих за­ня­ти­ях.

Плюсы силовых тренировок: благоприятно влияют на минерализацию костной тка­ни, сти­му­ли­руя её рост [24], [33], [34]; положительно сказываются на ментальном здо­ро­вье ре­бен­ка [35], [36], оправдывая поговорку «в здоровом теле здоровый дух»; по­мо­га­ют из­бе­жать травм, получаемых в других видах спорта, если ребенок или под­рос­ток за­ни­ма­ет­ся не толь­ко силовым тренингом [37], [38], [39]; повышают ре­зуль­та­ты в дру­гих ви­дах спорта [40], [41]; помогают развить гибкость, если уп­раж­не­ния вы­пол­ня­ют­ся в пол­ную амплитуду [42]; в пубертатный период стимулируют ги­пер­тро­фию ске­лет­ной мус­ку­ла­ту­ры [43], а в допубертатный период, когда уровень ан­дро­ген­ных гор­мо­нов не­вы­сок, адаптация к нагрузкам происходит за счет мо­то­ней­ро­нов [20], [44], [45], что уве­ли­чи­ва­ет по­тен­ци­ал развития скелетной мус­ку­ла­ту­ры.

Мифы о силовом тренинге: миф №1 – вред. На самом деле, силовой тренинг не бо­лее вре­ден или опасен, чем любой другой вид спорта [2]. Миф №2 – тор­мо­зит рост. На са­мом де­ле, си­ло­вой тренинг способствует росту костной ткани [24], [33], [34], [46], прав­да, толь­ко в том слу­чае, если силовой тренинг применяется в адекватном объе­ме и со­от­ветст­ву­ет ре­ко­мен­да­ци­ям пе­ди­ат­ри­чес­ких организаций [47]. Миф №3 – толь­ко для маль­чи­ков. На самом деле, девочки, совмещавшие си­ло­вые тре­ни­ров­ки и плио­мет­ри­ку снижали риск получения травмы и получали те же пре­иму­щес­тва, что и пар­ни от занятий с железом [48], хотя из-за низкой андрогенной ак­тив­нос­ти гор­мо­наль­но­го фона женские мышцы не подвержены столь же ярко вы­ра­жен­ной ги­пер­тро­фии [43]. Миф №4 – травмы. На самом деле, занятия под при­смот­ром гра­мот­но­го тре­не­ра не более опасны, чем любой другой вид спорта [49], [50].

Об опасности стероидов для детей


К сожалению, вместе с ростом популярности силовых видов спорта растет и по­пу­ляр­ность при­ме­не­ния анд­ро­ген­ных анаболических стероидов среди молодежи [51], [52]. В свя­зи с чем, не­об­хо­ди­мо про­во­дить лекции о вреде стероидов и реальных по­боч­ных эф­фек­тов, ко­то­рые могут иметь место быть. Причем, у детей и подростков есть спе­ци­фи­чес­кие по­боч­ки, в частности, стероиды могут по­спо­собст­во­вать преж­де­вре­мен­но­му за­кры­тию зон рос­та кос­тей [53], [54], что не позволит ребенку пол­нос­тью реа­ли­зо­вать свой потенциал в росте. Именно поэтому данная тема не долж­на за­мал­чи­вать­ся или де­мо­ни­зи­ро­вать­ся, по­сколь­ку это может дать обратный ожи­дае­мо­му ре­зуль­тат. Де­тям нельзя просто запрещать что–либо, а нужно объяснять, по­че­му им сле­ду­ет это­го избегать, ограждая их от возможных негативных последствий тех или иных не­об­ду­ман­ных ре­ше­ний.

Заключение: перед тем, как отдать ребенка в спортивную секцию, надо его отвести на ос­мотр к вра­чу. Спор­тив­ные дисциплины следует подбирать в зависимости от воз­рас­та, ха­рак­те­ра и фи­зи­чес­кой подготовки ребенка. Нагрузки аэробного типа должны при­сутст­во­вать на про­тя­же­нии все­го времени развития детского организма, а с 10-12 лет мож­но под­клю­чать си­ло­вой тре­нинг, обеспечивающий ряд метаболических и про­чих пре­иму­ществ.

Полезные материалы

[1] ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC2722975/

[2] ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC3445252/

[3] ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/19620931

[4] pediatrics.aappublications.org/content/121/4/835

[5] ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/18381549/

[6] ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/23914510

[7] ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/15184297

[8] ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/17659941

[9] ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/18381550/

[10] ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/1886191

[11] ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/16651347/

[12] ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/9094766

[13] ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/8883214

[14] ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/16437017

[15] ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/17119361

[16] ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/18395646

[17] ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/12495243/

[18] ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC2564388/

[19] ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/2233199/

[20] ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/8201908/

[21] pubmedcentralcanada.ca/pmcc/articles/PMC4034275/

[22] ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC2770173/

[23] ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC3483033/

[24] ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/8231753/

[25] ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/3681562/

[26] ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/3599970/

[27] ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/3591769/

[28] ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/8341873/

[29] ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/2216562/

[30] journals.lww.com/nsca-scj/Abstract/2006/02000/Weightlifting__A_Brief_Overview_.10.aspx

[31] ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/14658250

[32] researchgate.net/publication/232198375_The_Effects_of_Strength_Training_and_Detraining_on_Children

[33] ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC3787280/

[34] ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/8960394

[35] ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/12296533

[36] sportsmed.theclinics.com/article/S0278-5919(05)70228-3/abstract

[37] ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/16306502/

[38] ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/2396614

[39] ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/8356377

[40] ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/9689250/

[41] ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/10502084/

[42] ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/3958165/

[43] humankinetics.com/products/all-products/designing-resistance-training-programs-4th-edition

[44] ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/11174161

[45] journals.humankinetics.com/doi/abs/10.1123/pes.1.4.336

[46] ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/2946921

[47] ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/17119361/

[48] ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/16423913

[49] ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/7180959

[50] ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/937625

[51] ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/17332200/

[52] ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC1317760/

[53] ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC3827559/

[54] ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/9580841

fit4power.ru

Физкультура для ребенка: 6 простых упражнений, которые можно делать дома

Общеукрепляющие упражнения для детей от 4 до 7 лет показывают специалист физической культуры и спорта (Уральский Университет физкультуры и спорта), инструктор по карате регионального центра танца «Данс-холл» Андрей Малков и его воспитанник Миша (6 лет).

1. Приседания

Эффект: укрепляет мышцы ног.

Техника выполнения:

  • ноги на ширине плеч, руки вытянуты вперед
  • спина прямая
  • пятки прижаты к полу
  • выполнять от 20 до 50 раз в зависимости от физической подготовки ребенка

2. Отжимания

Эффект: укрепляются мышцы рук, груди. Важно делать отжимания именно после приседаний, чтобы разгрузить мышцы ног и нагрузить верхний плечевой отдел — это равномерно распределит нагрузку на разные мышцы.

Техника выполнения:

  • в зависимости от ширины положения рук вы можете выбирать нагрузку: если руки стоят близко друг к другу, то идет проработка бицепсов, если руки расставлены широко — прорабатывается грудная часть
  • корпус должен находиться в прямом положении, сгибаются только руки
  • выполнять максимум 10 раз
  • еще один вариант выполнения — плавно опуститься на пол в такой очередности — колени, таз, корпус, так же плавно нужно выходить наверх в исходное положение

3. Берпи

Эффект: развитие общей выносливости. В работу включаются ноги, пресс, корпус, руки. Выполняется в шесть этапов.

Техника выполнения:

  • исходное положение — стоя
  • упор присев
  • выпрыгивание двумя ногами в упор лежа
  • полностью лечь на пол, выполнить отжимание
  • подтянуть ноги к груди, оказавшись вновь в положении упор присев
  • выпрыгнуть вверх, сделав во время прыжка хлопок руками над головой
  • выполнять 10 раз

На начальном этапе нужно добиться правильного выполнения, затем постепенно наращивать темп во время упражнения.

4. Пресс

Эффект: укрепление мышц пресса.

Техника выполнения:

  • исходное положение — лежа на спине, ноги прямые, руки за голову или руки вдоль тела прямые
  • первыми ребенок тянет руки, создавая инерцию, затем поднимается голова, плечи, скручивание делается постепенно, руками дотянуться до носочков — чтобы в этот момент растяжения отдохнуть
  • плавно опуститься назад
  • нельзя резко падать прямым корпусом назад и резко подниматься вперед
  • для удобства выполнения можно придерживать ноги ребенку или зацепить носочки за основание дивана, чтобы ноги при подъеме не отрывались от пола
  • выполнять 10–15 раз

5. Лодочка

Эффект: укрепляются мышцы поясничного отдела.

Техника выполнения:

  • исходное положение — лежа на животе, руки прямые вдоль пола, стопы вместе
  • одновременно ребенок поднимает обе руки и обе ноги, создавая напряжение в пояснице
  • замирать в таком положении не нужно
  • выполнять 20 раз

6. Закидывание ног за голову

Эффект: укрепляется нижний пресс, растягивается поясничный отдел.

Техника выполнения:

  • исходное положение — лежа на спине
  • постепенно поднимаем ноги и закидываем за линию головы
  • упор при этом на плечи, не на шею и голову
  • выполнять 10–15 раз

ВАЖНО: во время занятий дома необходимо соблюдать питьевой режим — не более одного-двух глотков воды с периодичностью через два упражнения, всего в день ребенок должен выпивать полтора литра воды. Есть лучше за полтора-два часа до занятия и насытить пищу сложными углеводами. После занятия ребенку необходимо поесть, но не раньше, чем через 30–40 минут.

А ваш ребенок занимается спортом?

Узнайте, что еще мы попробовали на личном опыте:

www.yapokupayu.ru

силовой спорт для ребенка в возрасте 6 и 7 лет

Детская силовая тренировка – это преодоление тяжести собственного тела, работа на гимнастических снарядах, выполнение специальных гимнастических упражнений. Благодаря таким упражнениям укрепляются мускулы, развивается ловкость и выносливость.

Особенности силовых тренировок в Европейском Гимнастическом Центре

Чтобы спорт приносил пользу, нагрузка должна быть правильно организована. В Европейском Гимнастическом Центре занятия проходят в формате recreational gymnastics – развивающей гимнастики. Наши тренеры имеют индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом его возраста и уровня физической подготовки. Детям до 6 лет предлагаются гимнастические упражнения, укрепляющие мышцы ног, рук и корпуса, работа на гимнастических снарядах: брусьях, кольцах, перекладине, канате, шведской стенке и др. Нагрузка нарастает постепенно, по мере освоения спортивных навыков. Школьники 7–10 лет учатся выполнять гимнастические упражнения на кольцах, перекладине, брусьях, делают акробатические элементы – стойку на руках, сальто, перевороты. Опытные тренеры умеют создать в группе атмосферу радости и стремления к успеху, поэтому даже сложные задания выполняются детьми с удовольствием.

Польза силовых упражнений

Преодоление сопротивления во время спортивной нагрузки создает активный прилив крови к мускулам и суставам, обеспечивая их питание. Учеными доказано, что дети, практикующие силовые упражнения, растут быстрее и развиваются гармоничнее. Занятия в нашем Центре помогают:

  • укрепить сердечно-сосудистую систему,
  • нормализовать обмен веществ,
  • улучшить скоростно-силовые качества,
  • снизить уязвимость к травмам.

Регулярный тренинг помогает повысить иммунитет и укрепить мышечный корсет. Особенно полезны силовые упражнения для детей со слабо развитой мускулатурой. Помимо физической пользы, спорт дает уверенность в себе и психологическую стабильность. Педагоги-тренеры учат ребят проявлять выдержку и силу воли, целеустремленность и трудолюбие.

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок рос сильным и ловким, приводите его к нам! Европейский Гимнастический Центр в Москве и Подмосковье  располагает всем, что нужно для создания интереса к спорту, – квалифицированным тренерским составом, отличным французским оборудованием, красиво оформленными помещениями. Записывайте в секции по телефону или через наш сайт!

www.europegym.ru

Упражнения для мальчиков: силовые комплексы для детей

Силовые тренировки можно начинать в возрасте 7-8 лет. Дозированные силовые нагрузки укрепляют детское здоровье. Они повышают мышечный тонус, помогают контролировать вес и развивают опорно-двигательный аппарат. Но чтобы извлечь из занятий с отягощениями максимальную пользу и при этом не навредить подрастающему организму, необходимо соблюдать ряд условий. Тренировки школьников не должны длиться дольше 30-45 минут. Оптимальная частота занятий — два раза в неделю. На начальном тренировочном этапе применяется комплекс упражнений первого уровня. С его помощью организм приучают к силовым нагрузкам и подготавливают к тренировкам более высокой степени сложности. Тренировочная программа начального уровня включает упражнения с гантелями и собственным весом (отжимания, подтягивания, подъемы корпуса).

Комплекс упражнений с гантелями

Комплекс упражнений с гантелями

Перед началом силовой тренировки обязательно выполняется разминка. К универсальным разминочным движениям относятся разнообразные вращения, наклоны, повороты корпуса, махи. Можно использовать и легкие аэробные нагрузки — ходьбу, бег на месте, прыжки. Комплекс упражнений с гантелями составляется таким образом, чтобы нагрузить тело как можно полнее, проработав все ключевые мускулы.

Жим гантелей лежа (грудные мышцы):

  • Исходная позиция (ИП) — сидя на скамье с гантелями в руках. Принимаем лежачее положение, упираясь ступнями в пол. Сгибаем руки, при этом гантели располагаем у плеч с двух сторон, чуть выше груди.
  • Выпрямляем руки и сводим их над грудью. Задерживаемся на 1-2 секунды.
  • Плавно возвращаем гантели к плечам.

При выполнении жимов затылок и лопатки должны быть прижаты к скамье. Необходимо следить, чтобы спина не выгибалась, помогая рукам выжимать вес. В поясничном отделе должен сохраняться естественный прогиб, но другие искривления спины не допускаются. Следует учесть, что спина обязательно начнет выгибаться, если взять чересчур тяжелое отягощение.

Гантели должны перемещаться строго по вертикали, то есть в плоскости, перпендикулярной туловищу. В верхней точке гантели нужно сближать, но не сталкивать. При опускании гантели доводятся до максимально низкого уровня. Если вести гантели по укороченной амплитуде, эффективность упражнения снизится.

Тяга гантели одной рукой стоя в наклоне (спина):

  • ИП — гантель в правой руке, левая рука и левое колено опираются о скамью. Если все сделано правильно, туловище станет почти параллельно поверхности пола. Правую руку с гантелью выпрямляем и опускаем, повернув ладонью к себе (внутрь).
  • Сгибаем правую руку и подтягиваем гантель вверх и немного назад — к низу живота. Делаем короткую паузу, продлевая напряжение прорабатываемых мышц, и опускаем руку.
  • Выполняем положенное количество повторений для одной стороны тела. Меняем рабочую руку и повторяем упражнение.

В процессе работы должны ощутимо растягиваться и сокращаться спинные мускулы. Для стабилизации позы необходимо напрячь мускулатуру пресса и сохранять ее напряженной все время. Перемещение гантели должно быть плавным, нельзя подтягивать ее вверх рывковым движением или бесконтрольно бросать вниз.

Приседания с отягощением (бедра и ягодицы):

  • ИП — стоя ровно, руки с гантелями опущены, ноги чуть согнуты и поставлены на ширину плеч. Слегка разворачиваем носки наружу. Расправляем плечи.
  • Отводим таз назад, как при присаживании на стул, и опускаемся в присед. Приседать нужно до уровня, на котором бедра становятся параллельны полу.
  • Выпрямляем ноги и возвращаемся в исходное положение.

Предполагается, что классические приседания без отягощения уже освоены. Если же этого не произошло, нужно сначала отработать их. Спина при выполнении приседов должна все время оставаться ровной, а пятки — прижатыми к полу.

Жим гантелей с разворотом (плечи):

  • ИП — руки согнуты, гантели находятся на уровне шеи, ладони обращены внутрь. Голову держим прямо, взгляд направляем перед собой. Плечи разворачиваем.
  • Выпрямляем руки над головой, при этом поворачиваем гантели так, чтобы в верхней точке ладони смотрели вперед.
  • Делаем небольшую паузу. Опускаем руки.

Поднятые руки можно чуть подать назад, чтобы усилить напряжение тренируемых мускулов. В процессе работы туловище не должно двигаться. Если при подъеме гантелей корпус постоянно отклоняется назад, скорее всего, отягощение слишком тяжелое.

Подъем на носки с утяжелителем (голени):

  • ИП — носки стоят на подставке, пятки свисают с нее. Одной рукой удерживаемся за опору, в другую берем гантель. Опускаем пятки как можно ниже.
  • Встаем на носки. Задерживаемся на 1-2 секунды. Плавно опускаем пятки. Снова делаем паузу.
  • Выполняем заданное количество повторов.

Нужно периодически перекладывать гантель в другую руку. Руки можно менять от тренировки к тренировке или в течение одного занятия: половина повторов выполняется с гантелью в левой руке, половина — в правой.

Упражнения с использованием собственного веса

Упражнения с использованием собственного веса

В силовых фитнес-тренировках для мальчиков используется еще один вид упражнений: с весом собственного тела. Сюда относятся отжимания и подъемы верхней части туловища.

Отжимания (руки, грудь):

  • ИП — в упоре лежа, прямые руки расставлены на ширину плеч. Ноги сведены вместе или раздвинуты по ширине таза. Все тело должно быть вытянуто в одну линию — от головы до пят.
  • Сгибаем руки и плавно опускаемся к полу.
  • Мощным усилием выпрямляем руки и поднимаем тело, вернув его в исходную позицию.

Тело должно быть максимально прямым от начала до конца работы — без прогибов спины книзу или выпячивания ягодиц. Если вариант отжиманий от пола кажется слишком сложным, можно начать с наклонных отжиманий, в которых руки опираются на скамью.

Подъемы корпуса с поворотом (пресс):

  • ИП — лежа на спине, колени согнуты, руки заведены за голову.
  • Приподнимаем верхнюю часть туловища и притягиваем ее к ногам. При движении корпус слегка разворачиваем и направляем правое плечо к левому колену. Задерживаемся в конечной точке подъема.
  • Опускаемся на пол. Повторяем с разворотом в правую сторону.

Два подъема с поворотами в разные стороны считаются за одно повторение. Не нужно напрягать шею и тянуть голову к коленям. Движение начинается с напряжения мышц пресса, затем левая (правая) лопатка отрывается от пола, вся верхняя часть корпуса поднимается и скручивается в сторону. Голова должна свободно перемещаться вслед за плечами.

Аэробные фитнес-тренировки

Аэробные фитнес-тренировки

Силовые комплексы упражнений выполняются дважды в неделю. На другие дни можно запланировать аэробные (кардио) тренинги. Они развивают выносливость, укрепляют сердце и помогают сохранить стабильный вес. Аэробные фитнес-тренировки можно проводить и в день силовых нагрузок. Но желательно ставить их после силового блока, иначе к началу работы с отягощениями мышцы уже устанут, и это отразится на качестве техники и общей эффективности тренинга.

Начало аэробной фитнес-тренировки должно проходить в спокойном темпе. Через 5 минут интенсивность можно повысить. Высокий темп работы сохраняется в течение следующих 20 минут, затем еще 5 минут тренируются в легком темпе, и занятие завершается. Новичкам с низким уровнем физической подготовки на первых порах лучше ограничиться 15-минутными тренингами. При выполнении аэробных упражнений нужно постоянно контролировать частоту пульса. Значение пульса не должно выходить за пределы интервала — 65-80% от максимальной частоты сердечных сокращений.

medaboutme.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о