Овсянникова о а – « .. »

Содержание

Овсянникова Вера Александровна

Преподаваемые дисциплины:

Музыкально-исполнительские школы и концепции

Ученая степень:

Кандидат педагогических наук (13.00.02 – Теория и методика обучения и воспитания (Музыка))

Ученое звание:

Доцент (по кафедре пения и дирижирования)

Другие звания и членство в творческих союзах:

Почетный работник высшего профессионального образования РФ

Направление/специальность подготовки:

Государственный музыкально-педагогический институт имени Гнесиных по специальности «Хоровое дирижирование», «Дирижер хора», «Преподаватель хоровых дисциплин»

Данные о повышении квалификации и профессиональной переподготовке:

«Инновационные технологии реализации программ образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья» , 72 часа, ФГБОУ ВПО «Российский государственный социальный университет», 2015.

«Информационно-коммуникативные технологии в проектной, образовательной и научно-исследовательской деятельности педагогов и обучающихся», 72 часа, ФГБОУ ВПО «Российский государственный социальный университет», 2017.

 «Социальная работа. Оказание первой помощи до оказания медицинской помощи», 36 часов, ФГБОУ ВПО «Российский государственный социальный университет», 2017;

 «Содержательно-методические и технологические основы экспертирования  конкурсов профессионального мастерства людей с инвалидностью», 72 часа, ФГБОУ ВПО «Российский государственный социальный университет», 2017;

«Инновационные технологии реализации программ высшего образования», 160 часов, ФГБОУ ВПО «Российский государственный социальный университет», 2017.

Общий стаж работы: 40 лет

Стаж работы по специальности: 31 год

Публикационная активность:

Общее количество публикаций –  40, индекс Хирша – 5, публикации в журналах, рекомендованных ВАК РФ  – 3.

Награды:

Медаль «В честь 850-летия Москвы».

Почетная грамота Министерства образования и науки Российской Федерации

fme.rgsu.net

Основы Психологии

О.Н. Коломыцева

В.В. Мишечкина

О.А. Овсянникова

и педагогики

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

О.Н. Коломыцева, В.В. Мишечкина

О.А. Овсянникова

ОСНОВЫ ПсихологиИ

И ПЕДАГОГИКИ

Рекомендовано редакционно-издательским советом ОрелГТУ

в качестве учебно-методического пособия для вузов

Орел 2005

УДК 159.9 (075)

ББК 88я7

К61

Рецензенты:

Кандидат педагогических наук, доцент

кафедры русского языка и педагогики ОрелГТУ

Н.Т. Рожков

Кандидат психологических наук, доцент

кафедры психологии ОГУ

Е.И. Мануйлова

К61 Коломыцева, О.Н. Основы психологии и педагогики: Учебно-методическое пособие / О.Н. Коломыцева, В.В. Мишечкина, О.А. Овсянникова. – Орел: ОрелГТУ, 2005. – 100 c.

В учебно-методическом пособии «Психология» представлены теоретические основы курса общей психологии и система вопросов для самопроверки, необходимых для полноценного усвоения научных понятий и формирования умственных действий.

«Психология» является второй частью учебного пособия по «Основам психологии и педагогики».

Предназначено для студентов ОрелГТУ, обучающихся по техническим специальностям.

О.Н. Коломыцева (тема 6)

В.В. Мишечкина (тема 1, 4, 7, 8, 9)

О.А. Овсянникова (2, 3, 5)

Удк 159.9 (075)

ББК 88я7

© ОрелГТУ, 2005

© Коломыцева О.Н.,

Мишечкина В.В.,

Овсянникова О.А., 2005

Содержание

Введение 4

1. Введение в психологию 5

2. Характеристика житейских и научных психологических знаний 14

3. Сознание и самосознание 18

4. Психология познавательных процессов 28

5. Деятельность как форма социального бытия человека 56

6. Индивидуально-типологические особенности личности 67

7. Общение как форма социального бытия человека 79

8. Мотивация и направленность личности 85

9. Воля 92

Литература 96

Приложение. Контрольные вопросы для подготовки к зачету 98

Введение

Предлагаемое учебно-методическое пособие написано в соответствии с «Государственными требованиями к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускников высшей школы по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономические дисцип-лины».

Психология является одной из самых интересных и важных отраслей человеческого знания. Научные сведения из этой области необходимы каждому человеку как в повседневной жизни, так и в профессиональной деятельности.

«Психология» для технических специальностей ОрелГТУ является составной частью учебно-методического комплекса, включающего учебно-методические пособия «Педагогика», «Психология», «Практикум по «Основам психологии и педагогики», подготовленные преподавателями кафедры «Русский язык и педагогика» ОрелГТУ.

Данное пособие содержит изложение теоретического материала, вопросы для самопроверки, литературу для самоподготовки студентов по данному курсу.

Для удобства усвоения курса каждая из тем разделена на несколько самостоятельных вопросов. Последовательность изложения материала отражает логику восприятия нового курса проблем и опирается на сложившуюся в психологической науке традицию. Авторы стремились максимально облегчить усвоение программы по этой дисциплине и свести к минимуму необходимость обращения к другим источникам.

studfiles.net

О.А. Овсянникова Анализ и оценка риска

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «КУЗБАССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра финансов и кредита

АНАЛИЗ И ОЦЕНКА РИСКА

Программа курса и методические указания по выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения

специальности 060500 «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит»

Составители О.А. Овсянникова Е.В. Овечкина

Утверждены на заседании кафедры Протокол № 5 от 25.02.03

Рекомендованы к печати учебнометодической комиссией специальности 060500 Протокол № 8 от 10.03.03

Электронная копия хранится в библиотеке главного корпуса ГУ КузГТУ

Кемерово 2003

1

1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ, ЕЁ МЕСТО В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

1.1. ЦЕЛЬ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Цель преподавания дисциплины – ознакомление студентов с методологией и методикой построения, анализа и применения экономикоматематических моделей, которые учитывают риск, изучение ряда типовых приёмов моделирования и измерения риска в процессе принятия решений, овладение соответствующим аппаратом для практического использования при решении разнообразных проблем.

1.2. ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Основными задачами изучения дисциплины являются:

•изучение основ исследования риска;

•приобретение навыков идентификации рисков;

•изучение методов оценки конкретных рисков, моделирования и прогнозирования развития рисковых ситуаций;

•понимание результатов анализа и оценки риска, выработка умений использовать их в своей работе при принятии управленческих решений и понимать, какие возможности, недостатки и неопределённости заложены в анализе и оценке риска и как их можно было бы корректно учесть.

1.3. ПЕРЕЧЕНЬ ДИСЦИПЛИН, УСВОЕНИЕ КОТОРЫХ НЕОБХОДИМО ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДАННОГО КУРСА

Курс «Анализ и оценка риска» базируется на следующих учебных дисциплинах: «Экономическая теория», «Общая теория статистики», «Математика» и др.

2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Тема 1. Понятие риска, его основные элементы и черты. Общеметодические подходы к анализу и оценке риска

Понятие риска, рискованной ситуации. Модификации риска. Основные элементы и черты риска. Причины возникновения риска. Спонтанность природных процессов и явлений, стихийные бедствия. Слу-

2

чайность. Наличие противоборствующих тенденций, столкновение противоречивых интересов. Вероятностный характер развития производства и разработки новейших технологий. Неполнота, недостаточность информации об объекте, процессе, явлении. Ограниченность, недостаточность материальных, финансовых, трудовых ресурсов при принятии и реализации решений. Невозможность однозначного познания объекта. Относительная ограниченность сознательной деятельности человека, существующие различия в социально-психологических установках, идеалах, намерениях, оценках, стереотипах поведения. Общие принципы классификации рисков. Понятие качественного и количественного анализа.

Тема 2. Методы выявления риска

Основные подходы к выявлению риска. Сбор информации об объекте. Стандартизированные и специализированные опросные листы, их преимущества и недостатки.

Составление и анализ диаграммы организационной структуры предприятия, выявляющей внутренние предпринимательские риски (дублирование, зависимость, концентрацию), связанные с качеством менеджмента, организацией сбыта и рекламы, а также финансовых рисков.

Составление и анализ карт технологических потоков производственных процессов, выявляющих критические области производственного процесса. Дать примерную оценку масштабам возможных инцидентов. Виды карт потоков. Ограниченность применения карт потоков.

Инспекции. Виды инспекций. Планирование проведения инспекций. Факторы, учитываемые при проведении инспекций. Составление отчёта по проведённой инспекции.

Рассмотрение и анализ документов управленческой и финансовой отчётности. Проведение анализа: структуры активов – состава денежных средств и дебиторской задолженности, запасов, внеоборотных активов; структуры пассивов – размера краткосрочных и долгосрочных обязательств, состава собственных средств; себестоимости; прибыли; заёмных средств; налогов, уплачиваемых предприятием. Расчёт показателей рентабельности и коэффициентов ликвидности.

Консультации специалистов в данной технической области. Проведение экспертизы специализированными консалтинговыми организациями.

3

Тема 3. Методы оценки риска

Оценка вероятности неблагоприятных событий. Статистические инструменты расчёта риска: среднее значение изучаемой случайной величины; дисперсия; стандартное отклонение; коэффициент вариации; распределение вероятности изучаемой случайной величины; степень риска; коэффициент риска.

Метод построения деревьев событий. Метод «События — последствия». Метод деревьев отказов. Преимущества и недостатки каждого метода.

Методы индексов опасности. Индекс Дау. Расчёт материального фактора и узлового показателя опасности, показателя общих и специфических опасностей. Шкала индекса Дау. Максимальный и реальный ущерб.

Оценка ущерба. Прямой и косвенный ущерб. Ущерб имуществу организации. Убытки, связанные с потерей прибыли в результате снижения или остановки производства. Ущерб жизни и здоровью персонала. Ущерб, нанесённый окружающей среде. Ущерб, нанесённый третьим лицам. Убытки, связанные с недопоставкой продукции или услуг потребителям.

Экспертные процедуры и методы субъективных оценок измерения риска. Виды экспертных процедур: индивидуальные, групповые (открытое обсуждение поставленных вопросов с последующим открытым или закрытым голосованием; свободное высказывание без обсуждения и голосования; закрытое обсуждение с последующим закрытым голосованием или заполнением анкет экспертного опроса). Подбор экспертов и формирование экспертных групп. Формирование вопросов и составление анкет. Работа с экспертами. Формирование правил определения суммарных оценок на основе оценок отдельных экспертов. Анализ и обработка экспертных оценок.

Тема 4. Интегральная оценка риска

Интегральные характеристики риска. Статистические распределения ущерба. Аппроксимация эмпирической зависимости «вероятность — ущерб». Функция Гаусса (нормальное распределение). Функция Больцмана (экспоненциальное распределение). Функция Парето (самоподобное распределение). Статистическое представление средних и

4

предельных характеристик риска. Роль интегральных показателей риска в финансовом планировании.

Тема 5. Специфические показатели, используемые для количественной оценки риска

Коэффициент чувствительности бета (β). Методика расчёта. Характеристика значений коэффициента бета. Практическое применение коэффициента бета.

Порог рентабельности и безубыточности. Методы расчета и практическое применение.

Эффект финансового рычага. Сила воздействия операционного рычага. Расчёт совокупного риска организации.

Оценка инвестиционных рисков. Функция распределения вероятности достижения желаемой величины доходности. Методы учёта риска в ставке дисконта. Расчёт срока окупаемости.

3.ВАРИАНТЫ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

ИМЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ЕЕ ВЫПОЛНЕНИЮ

Учебным планом специальности 060500 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» для студентов заочной формы обучения предусмотрено в процессе изучения курса выполнение контрольной работы. Изучение курса заканчивается сдачей зачёта.

Студент выполняет один вариант контрольной работы, который выбирает по последней цифре шифра зачетной книжки. (Варианты контрольных работ приведены ниже). Контрольные работы, выполненные без соблюдения данного условия, к зачету не принимаются.

Контрольная работа состоит из одного теоретического вопроса (на выбор из двух предложенных) и трёх задач. Ответ на теоретический вопрос должен содержать развёрнутую постановку проблемы, чёткие определения, соответствующие формулы с расшифровкой условных обозначений, список использованной литературы и ссылки на нее по ходу изложения.

К выполнению контрольной работы следует приступать, когда самостоятельно пройден весь учебный курс. По вопросам, возникающим при изучении курса, следует обращаться к преподавателю, ведущему предмет, на кафедру финансов и кредита.

5

При изучении литературы, необходимой для написания контрольной работы, целесообразно делать записи в форме тезисов, выписок, конспектов, выделяя те проблемы, которые относятся к теме контрольной работы. Прежде чем приступить к письменному изложению своего варианта контрольной работы, студент должен осмыслить отобранную информацию.

Изложение темы должно носить творческий характер: необходимо высказывать собственную точку зрения, обязательно аргументируя ее. Не допускается механическое переписывание из учебного пособия, не следует увлекаться сплошным цитированием первоисточников – в противном случае контрольная работа не будет зачтена.

Освещение темы контрольной должно быть точным, четким, конкретным и аргументированным. При цитировании каких-либо авторов указывают источники. Цитата должна полностью соответствовать подлиннику, сохранять все его особенности. При ссылке на произведения отдельных авторов обязательно указывают: фамилию, инициалы автора, точное название произведения, номер тома или части, страницу. Если цитата взята из периодической печати, то обязательно указывают: фамилию, инициалы автора, название статьи, название периодического издания, его номер и дату выпуска.

При написании контрольной работы необходимо использовать практический материал. При этом допускается использование ксерокопий статистических данных.

Письменная контрольная работа должна быть правильно и аккуратно оформлена. Текст набирают на компьютере или пишут чернилами или пастой черного или синего цветов, разборчиво и четко, без грамматических и стилистических ошибок. Обязательно оставляют поля не менее 2 см для замечаний преподавателя-рецензента. Объем контрольной работы – не менее 18-20 страниц учебной тетради или 15-18 страниц текста компьютерного набора (шрифт Times New Roman, 14 пт, интервал полуторный). Страницы контрольной работы нумеруют.

На титульном листе контрольной работы (обложке) указывают фамилию и инициалы студента, номер зачетной книжки, специальность, курс и факультет, на котором учится студент.

В конце контрольной работы студент ставит личную подпись и дату завершения контрольной работы.

Сроки выполнения письменной контрольной работы определены учебным планом и должны строго соблюдаться. Выполненную кон-

6

трольную работу студент направляет преподавателю для рецензирования не позднее, чем за две недели до вызова на сессию. Если работа не зачтена, студент обязан ее переработать с учетом замечаний преподавателя. Устное рецензирование контрольных работ, а также рецензирование их в период сессии не проводится.

Помните! На сессию студент обязан явиться с проверенной контрольной работой с рецензией преподавателя.

Вариант №0

Теоретический вопрос: или а) Методы оценки риска, или б) Анализ и оценка риска финансовых обязательств.

Задачи: Задача № 1

Имеются данные о двух проектах:

Проект А

 

 

Проект Б

Доходность, %

Вероятность

Доходность, %

Вероятность

12

 

0,2

12

 

0,4

15

 

0,3

15

 

0,3

18

 

0,4

16

 

0,2

19

 

0,1

35

 

0,1

Необходимо: рассчитать среднеожидаемую доходность, стандартное отклонение; обосновать выбор того или иного проекта.

Задача № 2 Частный инвестор решил вложить свои сбережения в ценные бу-

маги. Исходя из критерия риска необходимо сделать выбор между обыкновенными акциями компаний А и Б, имеющими одинаковую номинальную стоимость, если за предыдущие 10 лет деятельности компаний дивиденды на акцию составили:

Компания

Дивиденды на акцию за прошлые периоды, тыс. р.

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

А

30

30

30

30

35

35

40

40

40

45

Б

30

30

30

32

32

35

35

40

40

45

Задача № 3 Определите точку безубыточности и запас финансовой прочности

проекта, если планируемая цена единицы продукции составляет 12,4 р., переменные расходы на единицу продукции – 11,6 р., постоянные расходы – 242700 р., планируемый объём выпуска 265000 единиц.

7

Вариант №1

Теоретический вопрос: или а) Методы оценки инвестиционных рисков, или б) Интегральная оценка риска.

Задачи: Задача № 1

Портфель инвестора состоит из ценных бумаг со следующими характеристиками:

Актив

Общая рыночная стоимость($)

Бета (β)

A

50000

0,0

B

10000

0,9

C

25000

1,1

D

8000

1,2

E

7000

1,7

Доходность безрисковых ценных бумаг равна 7 %, доходность на рынке в среднем 14 %. Рассчитайте бета портфеля (β) и доходность портфеля.

Задача № 2 На основе данных, представленных в таблице, инвестору необхо-

димо выбрать, куда вложить свои средства: в рекламную или торговую деятельность.

Рентабельность аналогичных фирм за последние пять лет:

Организации

Рентабельность продаж, %

 

1

2

3

4

5

Торговая фирма

15

18

17

13

20

Рекламная фирма

20

17

19

22

23

Исходя из критерия риска и эффективности функционирования, выберите и обоснуйте вид деятельности, приемлемый для инвестора.

Задача № 3 Предприятие имеет выручку от реализации за год 50 млн р., в том

числе переменные затраты – 24 млн р., постоянные затраты – 15 млн р., прибыль от реализации – 6 млн р. В следующем году предполагается снижение спроса:

1)снижение цен на продукцию при сохранении натурального объёма реализации базисного периода;

2)сохранение базисных цен при одновременном снижении натурального объёма продаж;

8

3) одновременное снижение и натурального объёма реализации, и

цен.

Требуется рассчитать для каждого случая критический объём реализации и максимально допустимое для него снижение цен и натурального объёма по сравнению с базисным годом.

Вариант №2

Теоретический вопрос: или а) Анализ и оценка страховых рисков, или б) Стохастический анализ рисков.

Задачи: Задача № 1

Ожидаемая доходность акций А и Б равна соответственно 10 % и 20 %; их стандартное отклонение равно 5 % и 60 %. Коэффициент корреляции между доходностями акций равен 0,5. Рассчитайте ожидаемую доходность и стандартное отклонение портфеля, состоящего на 40 % из акций А и на 60 % из акций Б.

Задача № 2 На основе данных, представленных в таблице, необходимо опре-

делить фактор «бета» обыкновенных акций для отдельных компаний эмитентов и сделать обоснованный вывод, если известно, что фактическая средняя рыночная доходность всех ценных бумаг составляет 8 %.

Компании эмитенты

Доходность компаний эмитентов, %

А

10

Б

7

В

12

Г

15

Задача № 3 Предприятие имеет годовую выручку от реализации 25 млн р., пе-

ременные затраты – 18 млн р., постоянные затраты – 10 млн р., убыток

– 3 млн р. Определите условия для достижения критического объёма реализации:

1)при росте цен;

2)увеличение натурального объёма продаж при прежних ценах;

3)при росте цен на 5 % и одновременном увеличении натурального объёма продаж;

9

4) при снижении цен на продукцию предприятия на 3 % и одновременном повышении натурального объёма реализации.

Вариант №3

Теоретический вопрос: или а) Анализ и оценка аудиторского риска; или б) Экспертные процедуры и методы субъективных оценок при измерении риска Задачи:

Задача № 1 Вычислите текущую цену бессрочной облигации, если выплачи-

ваемый по ней годовой доход составляет 100000 р., а рыночная доходность 12 %.

Задача № 2 Производственное предприятие находится в затруднительном фи-

нансовом положении. Для выхода из этого положения необходимо реализовать один из трёх возможных инвестиционных проектов. После реализации каждого из этих проектов возможна следующая ситуация:

Проект

Возможный убыток,

Объём собственных финансовых

 

млн р.

ресурсов, млн р.

А

30

100

Б

25

80

В

40

60

Выбрать вариант и обосновать.

Задача № 3 Предприятие имеет годовую выручку от реализации 22 млн р., пе-

ременные затраты – 25 млн р., постоянные затраты – 7,4 млн р., убыток равен 9,8 млн р. Требуется определить условия для достижения критического объёма реализации при:

1)увеличении цены;

2)увеличении натурального объёма реализации при сохранении цен базисного периода;

3)одновременном увеличении натурального объёма реализации и

цен.

Сделать вывод.

studfiles.net

Овсянникова, О. А. Психология управления и проблемы конфликтологии » Электронная библиотека

н¥y
Категории
  • Дисциплины
  • Специальности и направления
  • Справочные материалы
  • Типы ресурсов
    • ВКР
      • Аспирантура
      • Бакалавриат
        • 01.00.00 МАТЕМАТИКА И МЕХАНИКА
        • 03.00.00. ФИЗИКА И АСТРОНОМИЯ
        • 04.00.00 ХИМИЯ
        • 05.00.00 НАУКИ О ЗЕМЛЕ
        • 06.00.00 БИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
        • 07.00.00 АРХИТЕКТУРА
        • 08.00.00 ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИИ ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА
        • 09.00.00 ИНФОРМАТИКА И ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА
        • 10.00.00 ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
        • 11.00.00 ЭЛЕКТРОНИКА, РАДИОТЕХНИКА И СИСТЕМЫ СВЯЗИ
        • 12.00.00 ФОТОНИКА, ПРИБОРОСТРОЕНИЕ, ОПТИЧЕСКИЕ И БИОТЕХНИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ И ТЕХНОЛОГИИ
        • 13.00.00 ЭЛЕКТРО- И ТЕПЛОЭНЕРГЕТИКА
        • 15.00.00 МАШИНОСТРОЕНИЕ
        • 19.00.00 ПРОМЫШЛЕННАЯ ЭКОЛОГИЯ И БИОТЕХНОЛОГИИ
        • 20.00.00 ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ПРИРОДООБУСТРОЙСТВО
        • 23.00.00 ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИИ НАЗЕМНОГО ТРАНСПОРТА
        • 27.00.00 УПРАВЛЕНИЕ В ТЕХНИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ
        • 29.00.00 ТЕХНОЛОГИИ ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
        • 37.00.00 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
        • 38.00.00 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ
          • 38.03.01 Экономика, профиль: Бухгалтерский учет, анализ и аудит
          • 38.03.01 Экономика, профиль: Мировая экономика
          • 38.03.01 Экономика, профиль: Налоги и налогообложение
          • 38.03.01 Экономика, профиль: Общий
          • 38.03.01 Экономика, профиль: Общий системно-экономический
          • 38.03.01 Экономика, профиль: Финансы и кредит
          • 38.03.01 Экономика, профиль: Экономика предприятий и организаций
          • 38.03.01 – Экономика, направленность (профиль) Общий системно-экономический
          • 38.03.02 Менеджмент, профиль: Логистика и управление цепями поставок
          • 38.03.02 Менеджмент, профиль: Общий
          • 38.03.03 Управление персоналом
          • 38.03.03 Управление персоналом, профиль Управление персоналом организации
          • 38.03.03 Управление персоналом, профиль: Общий
          • 38.03.04 Государственное и муниципальное управление
          • 38.03.04 Государственное и муниципальное управление, направленность (профиль): Региональное управление
          • 38.03.05 Бизнес-информатика
          • 38.03.05 Бизнес-информатика, профиль: Электронный бизнес
          • 38.03.06 Торговое дело
          • 38.03.06 Торговое дело, профиль: Логистика и управление цепями поставок
          • 38.03.06 Торговое дело, профиль: Маркетинг
          • 38.03.07 Товароведение
        • 39.00.00 СОЦИОЛОГИЯ И СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА
        • 40.00.00 ЮРИСПРУДЕНЦИЯ
        • 41.00.00 ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ И РЕГИОНОВЕДЕНИЕ
        • 42.00.00 СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ И ИНФОРМАЦИОННО-БИБЛИОТЕЧНОЕ ДЕЛО
        • 43.00.00 СЕРВИС И ТУРИЗМ
        • 44.00.00 ОБРАЗОВАНИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
          • 44.03.01 Педагогическое образование, профиль: Безопасность жизнедеятельности
          • 44.03.01 Педагогическое образование, профиль: Биология
          • 44.03.01 Педагогическое образование, профиль: География
          • 44.03.01 Педагогическое образование, профиль: Дошкольное образование
          • 44.03.01 Педагогическое образование, профиль: Изобразительное искусство
          • 44.03.01 Педагогическое образование, профиль: Иностранный язык
          • 44.03.01 Педагогическое образование, профиль: Информатика
          • 44.03.01 Педагогическое образование, профиль: История
          • 44.03.01 Педагогическое образование, профиль: Математика
          • 44.03.01 Педагогическое образование, профиль: Музыка
          • 44.03.01 Педагогическое образование, профиль: Начальное образование
          • 44.03.01 Педагогическое образование, профиль: Начальное образование и Информатика
          • 44.03.01 Педагогическое образование, профиль: Обществознание
          • 44.03.01 Педагогическое образование, профиль: Русский язык
          • 44.03.01 Педагогическое образование, профиль: Технология
          • 44.03.01 Педагогическое образование, профиль: Физическая культура
          • 44.03.02 Психолого-педагогическое образование (Психология образования)
          • 44.03.02 Психолого-педагогическое образование, профиль: Педагогика и психология дошкольного образования
          • 44.03.02 Психолого-педагогическое образование, профиль: Практическая психология в образовании
          • 44.03.02 Психолого-педагогическое образование, профиль: Психология и педагогика начального образования
          • 44.03.02 Психолого-педагогическое образование, профиль: Психология и социальная педагогика
          • 44.03.02 Психолого-педагогическое образование, профиль: Специальная педагогика и психология
          • 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование, профиль: Логопедия
          • 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование, профиль: Дошкольная дефектология
          • 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям)
          • 44.03.05 Педагогическое образование, профиль: Безопасность жизнедеятельности и Физическая культура
          • 44.03.05 Педагогическое образование, профиль: Биология и География
          • 44.03.05 Педагогическое образование, профиль: Биология и Химия
          • 44.03.05 Педагогическое образование, профиль: Дошкольное образование и Дополнительное образование
          • 44.03.05 Педагогическое образование, профиль: Изобразительное искусство и Дополнительное образование (декоративно-прикладное искусство)
          • 44.03.05 Педагогическое образование, профиль: Иностранный язык (первый язык) и Иностранный язык (второй язык)
          • 44.03.05 Педагогическое образование, профиль: История и обществознание
          • 44.03.05 Педагогическое образование, профиль: История и право
          • 44.03.05 Педагогическое образование, профиль: Математика и Физика
          • 44.03.05 Педагогическое образование, профиль: Начальное образование и Иностранный язык
          • 44.03.05 Педагогическое образование, профиль: Начальное образование и Математика
          • 44.03.05 Педагогическое образование, профиль: Начальное образование и Русский язык
          • 44.03.05 Педагогическое образование, профиль: Обществознание и Мировая художественная культура
          • 44.03.05 Педагогическое образование, профиль: Русский язык и Литература
          • 44.03.05 Педагогическое образование, профиль: Технология и Экономика
          • 44.03.05 Педагогическое образование, профиль: Изобразительное искусство и дополнительное образование
          • 44.03.05 Педагогическое образование, профиль: Математика и Информатика
          • 44.03.05 Педагогическое образование, профиль: Право и экономика
        • 45.00.00 ЯЗЫКОЗНАНИЕ И ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ
        • 46.00.00 ИСТОРИЯ И АРХЕОЛОГИЯ
        • 47.00.00 ФИЛОСОФИЯ, ЭТИКА И РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ
        • 48.00.00 ТЕОЛОГИЯ
        • 49.00.00 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ
        • 50.00.00 Искусствознание
        • 51.00.00 КУЛЬТУРОВЕДЕНИЕ И СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПРОЕКТЫ
        • 54.00.00 ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ВИДЫ ИСКУССТВ
        • Направления и направленности (профили) до 2016
      • Магистратура
        • 01.00.00 МАТЕМАТИКА И МЕХАНИКА
        • 03.00.00. ФИЗИКА И АСТРОНОМИЯ
        • 04.00.00 ХИМИЯ
        • 05.00.00 НАУКИ О ЗЕМЛЕ
        • 06.00.00 БИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
        • 07.00.00 АРХИТЕКТУРА
        • 08.00.00 ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИИ СТРОИТЕЛЬСТВА
        • 09.00.00 ИНФОРМАТИКА И ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА
        • 11.00.00 ЭЛЕКТРОНИКА, РАДИОТЕХНИКА И СИСТЕМЫ СВЯЗИ
        • 12.00.00 ФОТОНИКА, ПРИБОРОСТРОЕНИЕ, ОПТИЧЕСКИЕ И БИОТЕХНИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ И ТЕХНОЛОГИИ
        • 13.00.00 ЭЛЕКТРО- И ТЕПЛОЭНЕРГЕТИКА
        • 15.00.00 МАШИНОСТРОЕНИЕ
        • 19.00.00 ПРОМЫШЛЕННАЯ ЭКОЛОГИЯ И БИОТЕХНОЛОГИИ
        • 20.00.00 ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ПРИРОДООБУСТРОЙСТВО
        • 23.00.00 ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИИ НАЗЕМНОГО ТРАНСПОРТА
        • 27.00.00 УПРАВЛЕНИЕ В ТЕХНИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ
        • 29.00.00 ТЕХНОЛОГИИ ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
        • 37.00.00 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
        • 38.00.00 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ
        • 39.00.00 СОЦИОЛОГИЯ И СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА
        • 40.00.00 ЮРИСПРУДЕНЦИЯ
        • 41.00.00 ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ И РЕГИОНОВЕДЕНИЕ
        • 42.00.00 СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ И ИНФОРМАЦИОННО-БИБЛИОТЕЧНОЕ ДЕЛО
        • 43.00.00 СЕРВИС И ТУРИЗМ
        • 44.00.00 ОБРАЗОВАНИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
          • 44.04.01 Педагогическое образование, профиль: Образование в области безопасности жизнедеятельности
          • 44.04.01 Педагогическое образование, профиль: Биологическое образование
          • 44.04.01 Педагогическое образование, профиль: Дошкольное образование
          • 44.04.01 Педагогическое образование, профиль: Естественнонаучное образование
          • 44.04.01 Педагогическое образование, профиль: Живопись
          • 44.04.01 Педагогическое образование, профиль: Инженерная педагогика
          • 44.04.01 Педагогическое образование, профиль: Инновационные технологии творческого развития детей дошкольного возраста
          • 44.04.01 Педагогическое образование, профиль: Историческое образование
          • 44.04.01 Педагогическое образование, профиль: Литературное образование
          • 44.04.01 Педагогическое образование, профиль: Математическое образование
          • 44.04.01 Педагогическое образование, профиль: Образование в области иностранного языка и иноязычной культуры
          • 44.04.01 Педагогическое образование, профиль: Образование в области социально-гуманитарных наук
          • 44.04.01 Педагогическое образование, профиль: Образование в области физической культуры и спорта
          • 44.04.01 Педагогическое образование, профиль: Педагогические технологии в физической культуре
          • 44.04.01 Педагогическое образование, профиль: Теория и методика начального математического образования
          • 44.04.01 Педагогическое образование, профиль: Теория и методика начального образования
          • 44.04.01 Педагогическое образование, профиль: Технологии географического образования
          • 44.04.01 Педагогическое образование, профиль: Химическое образование
          • 44.04.01 Педагогическое образование, профиль: Языковое образование
          • 44.04.02 Психолого-педагогическое образование
          • 44.04.02 Психолого-педагогическое образование, профиль: Менеджмент социально-педагогической деятельности
          • 44.04.02 Психолого-педагогическое образование, профиль: Психологическое консультирование в образовании
          • 44.04.02 Психолого-педагогическое образование, про

elib.oreluniver.ru

О. А. Овсянникова детская музыкальная литература

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ


Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт психологии и педагогики

Кафедра музыкального образования

О.А. Овсянникова

ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов направления подготовки 050100.62

«Педагогическое образование»,

профиль «Музыка», очная форма обучения

Тюменский государственный университет

2011

Овсянникова О.А. Детская музыкальная литература. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления подготовки 050100.62 «Педагогическое образование», профиль «Музыка», очная форма обучения. Тюмень, 2011, 24 стр.

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки.

Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Детская музыкальная литература [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk3.utmn.ru., свободный.

Рекомендовано к изданию кафедрой музыкального образования. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета.

ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: заведующий кафедрой музыкального образования Емельянов В.В., канд. пед. наук.

© Тюменский государственный университет, 2011.

© Овсянникова О.А., 2011.


  1. Пояснительная записка

    1. Цель дисциплины: подготовить студентов специальности «Музыкальное образование» к просветительской и профессиональной вокально-хоровой деятельности на уроке музыки в школе, на музыкальных занятиях в детском саду и в учреждениях дополнительного образования.

Задачи дисциплины:

  • формирование знаний об основных жанрах детской инструментальной и вокально-хоровой музыки;

  • осознание принципов отбора детского хорового репертуара и умение применить их на практике;

  • развитие способности применения на практике методов и приемов работы в детском хоре;

  • развитие способности освещения в рамках урока музыки, на музыкальных занятиях в детском саду детского хорового и инструментального творчества того или иного композитора относительно возраста детей;

  • воспитание ценностного отношения к детской музыке отечественных и зарубежных композиторов;

  • развитие навыков осуществления теоретико-исполнительского анализа детского хорового произведения в практической деятельности.

    1. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата.

«Детская музыкальная литература» относится к дисциплинам по выбору вариативной части дисциплин профессионального цикла (Б3.ДВ12).

При изучении детской музыкальной литературы используются знания следующих блоков дисциплин:


  1. модули «Теория музыкального образования», «Методика музыкального образования» и «Музыка в контексте исторической эпохи» дисциплины «История, теория, методика и технологии музыкального образования»,

  2. разделы «Слушание музыки» и «Вокально-хоровая деятельность» модуля «Технологии музыкального образования» той же дисциплины,

  3. раздел «История вокального исполнительства» дисциплины «Введение в теорию певческого голосообразования»,

параллельно идущие дисциплины –

  1. «История зарубежной музыки» или «Музыкальный лекторий для детей», «Анализ музыкальных произведений», «основы хорового исполнительства»,

  2. а также в собственной практической деятельности на исполнительских дисциплинах «Хоровой класс», модули «Класс сольного пения», «Хоровое дирижирование» и «Основной инструмент» дисциплины «Исполнительская подготовка.

Освоение учебного материала дисциплины «Детская музыкальная литература» является фундаментом для изучения такой важной дисциплины как «Просветительская деятельность педагога-музыканта». Содержание курса позволяет студентам более осмысленно, профессионально и творчески подходить к занятиям производственной (педагогической) практикой, использовать полученный исторический, аналитико-теоретический и исполнительский опыт на музыкальных занятиях в детском саду, на уроках музыки в общеобразовательных школах, на занятиях в учреждениях дополнительного образования.

Материал учебной дисциплины позволяет овладеть принципами, методами теории и практики вокально-хоровой работы в различных детских образовательных учреждениях, основами музыкально-просветительской работы, научиться самостоятельно ориентироваться в разнообразных проблемных ситуациях, критически их оценивать и находить пути разрешения возникающих противоречий. В процессе изучения предмета студенты получают знания об основных жанрах детской инструментальной и хоровой музыки, знакомятся с детским инструментальным, хоровым творчеством отечественных и зарубежных композиторов, учатся анализировать детские хоровые произведения, исполнять их, правильно выбирать репертуар для детей разного возраста.

При изучении курса используются разнообразные формы текущего контроля за усвоением учебного материала. Среди них – защита рефератов, аннотаций, исполнение и анализ двух детских хоровых произведений.

bgconv.com

О. А. Овсянникова детская музыкальная литература

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ


Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт психологии и педагогики

Кафедра музыкального образования

О.А. Овсянникова

ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов направления подготовки 050100.62

«Педагогическое образование»,

профиль «Музыка», очная форма обучения

Тюменский государственный университет

2011
^ . Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления подготовки 050100.62 «Педагогическое образование», профиль «Музыка», очная форма обучения. Тюмень, 2011, 24 стр.
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки.

Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Детская музыкальная литература [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk3.utmn.ru., свободный.
Рекомендовано к изданию кафедрой музыкального образования. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета.

^

© Тюменский государственный университет, 2011.

© Овсянникова О.А., 2011.


  1. Пояснительная записка

    1. Цель дисциплины: подготовить студентов специальности «Музыкальное образование» к просветительской и профессиональной вокально-хоровой деятельности на уроке музыки в школе, на музыкальных занятиях в детском саду и в учреждениях дополнительного образования.

Задачи дисциплины:

  • формирование знаний об основных жанрах детской инструментальной и вокально-хоровой музыки;

  • осознание принципов отбора детского хорового репертуара и умение применить их на практике;

  • развитие способности применения на практике методов и приемов работы в детском хоре;

  • развитие способности освещения в рамках урока музыки, на музыкальных занятиях в детском саду детского хорового и инструментального творчества того или иного композитора относительно возраста детей;

  • воспитание ценностного отношения к детской музыке отечественных и зарубежных композиторов;

  • развитие навыков осуществления теоретико-исполнительского анализа детского хорового произведения в практической деятельности.

    1. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата.

«Детская музыкальная литература» относится к дисциплинам по выбору вариативной части дисциплин профессионального цикла (Б3.ДВ12).

При изучении детской музыкальной литературы используются знания следующих блоков дисциплин:


  1. модули «Теория музыкального образования», «Методика музыкального образования» и «Музыка в контексте исторической эпохи» дисциплины «История, теория, методика и технологии музыкального образования»,

  2. разделы «Слушание музыки» и «Вокально-хоровая деятельность» модуля «Технологии музыкального образования» той же дисциплины,

  3. раздел «История вокального исполнительства» дисциплины «Введение в теорию певческого голосообразования»,

параллельно идущие дисциплины –

  1. «История зарубежной музыки» или «Музыкальный лекторий для детей», «Анализ музыкальных произведений», «основы хорового исполнительства»,

  2. а также в собственной практической деятельности на исполнительских дисциплинах «Хоровой класс», модули «Класс сольного пения», «Хоровое дирижирование» и «Основной инструмент» дисциплины «Исполнительская подготовка.

Освоение учебного материала дисциплины «Детская музыкальная литература» является фундаментом для изучения такой важной дисциплины как «Просветительская деятельность педагога-музыканта». Содержание курса позволяет студентам более осмысленно, профессионально и творчески подходить к занятиям производственной (педагогической) практикой, использовать полученный исторический, аналитико-теоретический и исполнительский опыт на музыкальных занятиях в детском саду, на уроках музыки в общеобразовательных школах, на занятиях в учреждениях дополнительного образования.

Материал учебной дисциплины позволяет овладеть принципами, методами теории и практики вокально-хоровой работы в различных детских образовательных учреждениях, основами музыкально-просветительской работы, научиться самостоятельно ориентироваться в разнообразных проблемных ситуациях, критически их оценивать и находить пути разрешения возникающих противоречий. В процессе изучения предмета студенты получают знания об основных жанрах детской инструментальной и хоровой музыки, знакомятся с детским инструментальным, хоровым творчеством отечественных и зарубежных композиторов, учатся анализировать детские хоровые произведения, исполнять их, правильно выбирать репертуар для детей разного возраста.

При изучении курса используются разнообразные формы текущего контроля за усвоением учебного материала. Среди них – защита рефератов, аннотаций, исполнение и анализ двух детских хоровых произведений.

top-bal.ru

О. А. Овсянникова психология музыкального образования

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт психологии и педагогики

Кафедра музыкального образования

О.А. Овсянникова

ПСИХОЛОГИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

МУЗЫКАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОЛОГИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов специальности 030700 –

«Музыкальное образование», очная форма обучения

Тюменский государственный университет

2013
Овсянникова О.А. Психология музыкального образования. Музыкальная психология и психология музыкального образования. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 030700 «Музыкальное образование», очная форма обучения. Тюмень, 2013, 76 стр.
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по специальности.

Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Психология музыкального образования. Музыкальная психология и психология музыкального образования [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk.utmn.ru., свободный.
Рекомендовано к изданию кафедрой музыкального образования. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета.

ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: и.о. заведующий кафедрой музыкального образования Дьяченко И.Ю., канд. пед. наук.

© Тюменский государственный университет, 2013.

© Овсянникова О.А., 2013.

Пояснительная записка

В требованиях ГОС даны следующие рекомендации: «Музыкальная психология и психология музыкального образования как области науки и как учебные предметы. Антропологический подход к их изучению. Музыкальное сознание общества и личности. Психологическое содержание понятия «музыкальность». Структура музыкальных способностей и особенности их развития на разных возрастных этапах. Музыкальные потребности личности и мотивация в музыкально-образовательном процессе. Особенности эмоционально-волевой сферы и психомоторных актов музыканта. Музыкально-познавательные процессы психики личности. Психологические особенности личности и музыкальной деятельности учащихся и учителя музыки. Психологические механизмы творчества личности в процессе музыкальной деятельности. Психологическая сущность индивидуальности ребенка и проявлений музыкальности, творческих способностей в процессе музыкальных занятий. Развитие восприятия музыки, музыкального мышления и эмоциональной сферы учащихся в процессе музыкальных занятий. Психологические основы обучения музыкальному языку. Музыкальная психосемантика и этномузыкальные аспекты музыкального образования. Психологическое триединство музыкального воспитания, обучения музыке и музыкально-психического развития личности. Психология музыкально-педагогического общения. Психологические особенности организации музыкально-педагогического процесса, психолого-диагностические методы в музыкально-образовательном процессе».

Музыкальной психологии и психологии музыкального образования отводится в современном музыкально-образовательном пространстве роль интегратора наук о музыке, человеке и обучении искусствам музыки и ее преподавания. Область музыкальной психологии является пограничной между сферой искусства и сферой науки о человеке.

Система музыкально-психологической подготовки педагога-музыканта есть погружение в опыт самопознания homo musikus в аспекте антропоцентрического изучения взаимодействия человека и музыкальной культуры.
В целях углубления и закрепления знаний студентов в области музыкальной психологии наряду с дисциплиной федерального компонента общепрофессиональных дисциплин «Музыкальная психология и психология музыкального образования» в компонент дисциплин и курсов по выбору учебного плана специальности введена вторая дисциплина – «Психология музыкального образования». Обе дисциплины являются двумя этапами одного курса, что отражено в тематическом плане.

При составлении рабочей программы использовались следующие учебные пособия и программы:

— Петрушин В. И. Музыкальная психология;

— Торопова А.В. Программа по дисциплине «Музыкальная психология и психология музыкального образования» для специальности 03.07.00. «Музыкальное образование» – 2001 г.;

— Психология музыкальной деятельности: Теория и практика: учеб. пособие для студ. муз. фак. высш. пед. учеб. заведений / Д.К. Кирнарская, Н.И. Киященко, К.В. Тарасова и др.; Под ред. Г.М. Цыпина. – М. : Академия, 2003. – 368 с.;

— Оленникова М.В. Общая психология / Сост. М.В. Оленникова. – М. : ООО «Издательство АСТ»; СПб. : ООО «Сова», 2004. – 93 с.

— Тумасова С.А. Психология: учеб. пособие / С.А. Тумасова, С.Ш. Шамхалова. – М. : Издательство РИОР, 2005. – 120 с.

— Немов Р.С. Психология: словарь-справочник: в 2 ч. – М. : Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – Ч.2. – 352 с.
Цель курса – рассмотрение целостного явления музыкальной культуры, искусства и образования с позиций культурно-антропологического подхода как отражения закономерностей и особенностей развития человека, его сознания.
Задачи курса:


  • оснащение педагогов-музыкантов специальными профессионально ориентированными психологическими знаниями, открывающими психологическую сущность музыки, знаковую природу сознания и самосознания «человека музыкального», особенности целостного музыкального опыта и передачи этого опыта в музыкальной педагогике, условия музыкально-творческой деятельности и самоактуализации одаренной личности, развития индивидуальности и способностей каждого ребенка в музыкальной деятельности;

  • раскрытие психологического значения музыки в становлении человеческого сознания в истории и онтогенезе личности;

  • осмысление скрытых движущих сил музыкального развития, процессов музыкального творчества, функционирования психологических систем музыкальной деятельности;

  • выявление оптимальных способов музыкального воспитания и обучения, музыкально-психического развития целостной личности.

Основой курса являются закономерности и способы решения проблем музыкального образования с позиций философии, психологии, музыкознания, эстетики, музыкальной педагогики, а также эмпирические и теоретические методы познания и преобразования музыкально-педагогической действительности.

Изложение учебного материала по курсу ориентировано на потенциал студентов в области общепрофессиональных дисциплин и дисциплин предметной подготовки, изученных ранее.

Материал учебной дисциплины позволяет овладеть принципами и методами теории и практики профессиональной работы, научиться самостоятельно ориентироваться в разнообразных проблемных психолого-педагогических ситуациях, критически их оценивать и находить пути разрешения возникающих противоречий.

Содержание курса позволяет студентам более осмысленно, профессионально и творчески подходить к занятиям педагогической практикой, которая становится источником конкретной информации о многообразии и неоднозначности музыкально-педагогических проблем, встающих перед учителем и использовать полученный музыкально-психологический опыт на уроках музыки в общеобразовательных школах.

В процессе изучения дисциплины студенты должны знать:


  • сущность музыкально-психологического подхода к изучению сознания;

  • определение, структуру, содержание, формы и уровни музыкального сознания личности;

  • основные музыкально-психологические понятия;

  • особенности проявления эмоционально-волевой сферы психики в музыкальной деятельности;

  • закономерности музыкально-познавательных процессов психики человека;

  • психологические особенности музыкального развития учащихся различных возрастных групп;

  • психологические принципы музыкально-педагогической работы, психологические особенности организации урока музыки как урока искусства.

В процессе изучения дисциплины студенты должны уметь:


  • определять индивидуальные особенности проявления музыкальности учащихся, уровень развития их творческих музыкальных способностей;

  • организовывать музыкально-педагогический процесс с учетом индивидуальных особенностей личности учащихся и их музыкально-психического развития;

  • оказывать психологическую поддержку учащимся в процессе обучения и становления их личности;

  • аргументировать личностно-профессиональную позицию в вопросах психологии музыкального образования.

Трудоёмкость курса
I. «Психология музыкального образования»: всего 80, из них –

18 – лекционные, 18 – практические, 44 – самостоятельной работы в 5 семестре; зачет в 5 семестре.

II. «Музыкальная психология и психология музыкального образования»: всего 72, из них – 17 – лекционные, 17 – практические, 38 – самостоятельной работы в 6 семестре; экзамен в 6 семестре.
Таблица 1


Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

5

6

Аудиторные занятия (всего)

80

72

В том числе:











Лекции

18

17

Практические занятия (ПЗ)

18

17

Семинары (С)

Лабораторные работы (ЛР)

Самостоятельная работа (всего)

44

38

Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)

Зач.

Экз.

Общая трудоемкость час

80

72

Тематический план. Психология музыкального образования

Таблица 2.



Тема


недели семестра

Виды учебной работы и самостоятельная работа, в час.

Итого часов по теме

Из них в интерактивной форме

Итого количество баллов

Лекции*

Семинарские (практические) занятия*

Самостоятельная работа*

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Модуль 1

1.

Введение в предмет

1.1

Цель, задачи, общая характеристика курса.  Предмет, связь с другими науками. Психологическое триединство музыкального воспитания, обучения

музыке и музыкально-

психического развития личности.


1

2

2

4

0-2

1.2

Из истории музыкальной психологии. Направления музыкальной психологии. Методы исследований.

2,3

2

2

4

8

0-5

2.

Основы психологии музыкального сознания.

2.1

«Музыкальное сознание»: понятие, структура, уровни функционирования.

4

2

2

4

8

0-7

2.2

Основные психологические тенденции музыкальной теории и практики Востока и Запада.

5,6

1

2

5

8

2

0-10

Всего

6

7

6

15

28

2

0-24

Модуль 2

2.3

Музыкально-психологическое самосознание XІX-XX веков.

1,2

1

2

5

8

4

0-20

3.

Музыкально-познавательные процессы психики личности.

3.1

Внимание в деятельности музыканта-исполнителя. Способы его развития.

3,4

2

2


5

9


0-5

3.2

Сенсорно-перцептивная система. Современные исследования в области психологии музыкального восприятия. Музыкальная

психосемантика и

этномузыкальные аспекты музыкального образования.


5,6

2

2

5

9

0-10

Всего

6

5

6

15

26

4

0-35

Модуль 3

3.3

Когнитивная система. Проблемы музыкального мышления и его развития.

1,2

2

2

5

9

0-15

3.4

Развитие музыкальной памяти.

3,4

2

2

4

8

2

0-15

3.5

Развитие музыкального воображения. Влияние музыки на развитие воображения.

5,6

2

2

5


9

0-11

Всего

6

6

6

14

26

2

0-41

Итого (часов, баллов):

18

18

44

80

8

0-100

Из них в интерактивной форме

2

6

l.120-bal.ru

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *