Примирять врагов – Как примирить врагов?

Содержание

Молитва против врагов и заговоры от неприятностей на работе

Человек — существо социальное, с этим утверждением не поспоришь. Каждый день человек общается с десятками, сотнями себе подобных. Человеческая природа так устроена, что в какой-то период своей жизни он может нажить себе не только друзей, но и врагов.

Сотрудник на работе, который менее успешен, сосед, завидующий новой машине. Обычные житейские примеры, с которыми сталкиваются каждый день тысячи людей. Но никто особо не задумывается над тем, какое влияние может оказать на судьбу злой человек, которым является завистник.

Сегодня, казалось бы, можно быть на коне, но завтра все идёт наперекосяк. Рабочие сделки срываются в семье разлад, сломалась новая машина. Все эти беды могут быть последствием зависти вашего недруга. В этой статье рассмотрим способы защиты от недружественных сил, специальные молитвы, призванные защитить вас от негативного влияния плохих людей.

Зависть — это эмоция, которая направлена не на созидание, а только на разрушение. Этой эмоции стоит всегда остерегаться и обходить её стороной, для того, чтобы не навлечь на себя беду.

Содержание материала

Основные правила

Помните главное, что молитва не должна вредить окружающим людям. Главная цель — защититься от неприятеля. Важно помнить, что причинять зло — очень плохо. И принесённое зло впоследствии вернётся в трёхкратном размере.

Также рекомендуем прочитать:

Молитва от врагов должна быть подкреплена верой. Без веры нет смысла начинать задуманное. После того как вера поможет, важно следовать библейским заветам и постараться примириться со своим неприятелем. Ведь книга жизни учит нас быть терпимее.

Вот основные моменты, которые необходимо нужно учитывать при совершении нижеописанных действ.

Молитва против врагов и недоброжелателей

При произнесении молитвы необходимо очиститься от скверных мыслей. Сознание должно быть максимально чистым. Нужно сосредоточиться на человеке, который завидует и представить, насколько морально ему тяжело осознавать тот факт, что вы лучше его. Произнесите следующий текст молитвы: «Боже милостивый мой Ангел-хранитель. Защити раба божьего от (имя завистника), наставь на путь истинный раба божьего своего (имя завистника), принести ему в дом счастье. Огради меня от глаза дурного, от хвори. Защити меня и мой дом, мою семью, моих близких. Да святится имя твоё. Аминь.»

Прочесть можно также и такие молитвы, как отче наш, Богородицу. Необязательно все произносить вслух. Можно читать их про себя. Главное, соблюдать вышеуказанные условия. В своих молитвах нужно обратить внимание на то, чтобы Господь помог вашему недругу встать на путь истинный и уйти от такой плохой практики.

Очень сильная молитва, защита от зла врагов

Если приведённой выше молитвы недостаточно, тогда можно прибегнуть к более сильному обращению. Необходимо посетить перед этим церковь, в утреннюю воскресную службу. Побеседовать с батюшкой на волнующую тему. Только после этого можно приступать к прочтению молитвы. Перед прочтением молитвы нужно обязательно зажечь церковную свечу.

В утреннее время, на голодный желудок. Помолитесь на икону Николая Чудотворца.

Николай Чудотворец батюшка, да святится имя твоё. Укажи путь заблудшей овце, защити и помоги рабу божьему (ваше имя). Как пастух оберегает своё стадо, так и ты защити меня. Славься имя твоё, во веки вечные Аминь!

Но, бывает такое, что человек не хочет обратиться к силе Господа и выбирает альтернативный путь. Это выбор каждого сознательного человека, но при этом следует также соблюдать осторожность в своих помыслах и действиях. Не желать зла, только защищаться. Рассмотрим заговоры от неприятностей на работе.

Заговоры и обряды для защиты от сглаза на работе

Перед тем как начать, соберитесь со своими мыслями. Мысль — вещь материальная, это давно доказано. Нужно думать только о позитивном. Негатив в этой ситуации крайне неуместен. Необходимо преобразовать ненависть в ваш адрес в своеобразный шар, который нужно уничтожить. Одним словом — навсегда избавиться от этого сгустка негативной энергии.

Неудачи в рабочих начинаниях могут быть связаны и с магическим заклятием, которое было наложено врагом. Для блокировки подобного заклятия можно выполнить несколько обрядов, которые помогут.

В первом обряде потребуется отправиться в пустынное место, взяв с собой зеркало и церковную свечу. Зажечь церковную свечу, положить зеркало на землю и сев рядом, капать на отражающую поверхность стекла, читая слова: «Закрываю окно, ослепляю врага, то что против меня — все уйдёт. Слово замок, действие ключ, уходи беда навсегда».

Важно орошать воском поверхность зеркала против часовой стрелки. После того как зеркало скроется под толщей воска, его необходимо будет перевернуть и ударить по нему каблуком левой ноги. После этого покинуть место проведения обряда и не возвращаться на него. По пути домой следует воздержаться от общения с кем-либо. О проведении заговора также не стоит кому-либо рассказывать.

Можно выполнить заговор, призванный примирять враждующих оппонентов. Для этого достаточно с его рабочего места взять любой предмет, которым он пользуется. После этого, дома, перед заходом солнца набрать в пластиковый таз воду. Предмет погрузить в воду и читать следующие слова: «Как разошлись наши пути-дорожки, так вместе сойдутся они. Проблема уйди, вода все реши. Примири меня и (имя человека). Укрепи между нами союз».

После этого вода выливается из тазика на улицу, а предмет возвращается на рабочее место завистника. Естественно необходимо перед выполнением обряда учесть, чтобы этот предмет не пострадал от действия воды.

Сильный заговор для защиты от врагов на работе

Может случиться такое, что направленная порча может оказаться очень сильной. Магия предыдущих заговоров может оказаться бессильной. Для этого необходимо выполнить обряд, направленный на истребление чёрного наговора.

Для проведения ритуала вам понадобится:

  • Птица в клетке;
  • Белая простынь;
  • Три церковные свечи;
  • Необходимо найти максимально удалённое место от города.

Обряд следует проводить в светлое время суток, ближе к обеду. Нужно внимательно следить затем, чтобы свечи не потухли. На земле начертите круг и в центр круга поставьте клетку с птицей. Клетка в обязательном порядке должна быть закрыта белой простынёю. Вокруг круга начертите ещё одну окружность, с большим диаметром.

Внутри второй окружности, перемещаясь, необходимо произносить следующее: «Скройся с моих глаз, уйди в никуда. Слова твои для меня не важны. Столько зла, столько вражды — руки свои от меня убери. Отпускаю тебя, улети от меня, нам с тобой не по пути».

После этого следует снять с клетки простынь и, перед тем, как выпустить птицу, следует громко прокричать слово «Уйди». Только после этого выпускаете птицу на волю. По окончании сеанса круги с земли не стираете, все оставляете на своих местах, включая клетку для птицы.

В заключение хотелось бы сказать, что при соблюдении всех необходимых условий, вражда сойдёт на нет. В будущем необходимо будет внимательно оценивать окружающую обстановку и не давать плохим людям вклиниваться в рабочую деятельность. Приведённые выше обряды и заговоры можно повторять неоднократно.

Только никогда не стоит желать:

  • Смерти врагу своему;
  • Несчастья его близким;
  • Болезней и тяжёлых хворей.

Внимательность и природное чутьё способны творить чудеса! Вера и внутренняя сила станут вечной опорой и союзником при свершении различных рабочих задач!

Внимание, только СЕГОДНЯ!

privorot.expert

Когда Господу угодны пути человека, Он и врагов его примиряет с ним. Притчи 16:7

Всякая гражданская акция Церкви и отдельных хрис­тиан значительна в духовном мире, так как производит там определенные действия, которые обязательно прояв­ляются потом в реальной жизни. Церковь своими дей­ствиями может конкретно влиять на жизнь человечес­кого общества, утверждая в нем Божий порядок, Его правду.

Мы не можем быть изолированы от жизни страны и ее проблем. Именно мы, христиане, подобно духовному «та­рану», идем впереди общества, чтобы изменить жизнь в нем, утверждая ее на Божьих принципах праведности, любви и справедливости. Если в дни гонений мы продол­жаем славить Бога — мы обязательно станем свидетелями великих изменений и великих побед.

Это мы, христиане, творим историю на земле, взывая к Богу за погибающий мир и проявляя свою непримири­мость к неправде и беззаконию, которые сегодня правят миром. У нас достаточно полномочий от Бога, чтобы из­менить существующее положение дел. В единстве хрис­тиан — огромная сила. Иисус проявляется, когда мы еди­ны, когда чем-то жертвуем для Него. Когда мы встаем в единстве, это заставляет и духовный мир, и мир физичес­кий обратить на нас внимание.

Бог хочет использовать каждого из нас. Поэтому и воз­никают проблемы в нашей жизни. Бог желает увидеть на­шу реакцию на них. Что мы станем делать в минуты испы­таний — будем жаловаться или своей хвалой Богу, подобно тарану, разобьем вместе с Ним врагов? Бог мо­жет касаться духа любого человека, и тогда этот человек смирится и преклонится перед великим Господом, Кото­рый есть Господь всякой плоти. Как бы ни пытался чело­век что-то сделать без Бога, есть тот уровень, куда он уже не может войти и ничего не может сделать. Так городская власть не могла идти против того, кем мы были во Христе Иисусе. Они увидели в нас Божье достоинство. Точно так же ничего не удалось власти страны во время «оранжевой революции». Люди стояли прямо, в них не было страха. Мы все стояли на тех позициях, которые дал нам Бог, и потому понимали, что уже одержали победу.

Мы должны научиться доверять нашему Богу, Кото­рый использует людей для выполнения Своих планов. Бог не меняется, поэтому можно положиться на Того, Кто и сегодня держит в Своей руке сердце царя.

Конечно, чтобы изменить качество жизни нашего на­рода, нужна еще очень кропотливая работа как со сторо­ны Церкви, так и со стороны власти. Слава Богу, повтор­ные выборы в нашей стране дали возможность избрать народногопрезидента, который не только говорит о Боге, но и почитает Его. Однако без проявления своей активной гражданской позиции христианам не обойтись и в дальнейшем. На них возложена Богом ответствен­ность за судьбу страны, судьбу будущих поколений. Они всегда будут тем духовным «тараном», который сможет влиять на реальные жизненные события и человеческие судьбы.



Победа не должна обольстить нас. Мы не можем пре­бывать в ее эйфории, так как строительство нового обще­ства в Украине требует от тех, кто знает Бога, больших усилий. Мы не должны сойти с позиций Божьей правед­ности, утверждая ее на всяком месте в политике, эконо­мике, образовании, науке, искусстве.

Нам предстоит показать миру, как нужно строить но­вые отношения между людьми. Предстоит сложная рабо­та. От каждого из нас зависит то, чтобы результат, кото­рый мы все хотим увидеть, наступил как можно раньше.

Блаженный народ

Как мы уже говорили, многие годы христиане были «забитым народом». Их пассивность дала миру право ду­мать, что нет силы Божьей в тех, кто носит гордое имя Христа. Мы должны очнуться и осознать, что мы — дети Всевышнего Бога, Его сыновья.

Дети! вы от Бога, и победили их; ибо Тот, кто в вас, больше того, кто в мире.

Е Иоанна 4:4

Судьба страны — в руках Церкви, которая достаточно сильна, чтобы заявить о позиции Бога в обществе. Напи­сано: «Блажен народ, у которого Господь есть Бог»

(Псалом 143:15

). Наш народ никогда не станет блажен­ным, наша страна никогда не станет благословенной, если Божий народ, который знает Бога, не провозгласит Его главой угла в нашем обществе. Только тогда, когда вся страна, начиная от президента и заканчивая пенсио­нерами и детьми, будет почитать Бога, мы сможем ска­зать: «Эта земля блаженна». Так написано в Библии.

Не правительство и не парламент делают политику страны. Не президент меняет и улучшает образ жизни людей. Все может изменить только народ, который знает своего Бога.



Пришло время изменить жизнь этой страны. Пришло время изменить мышление народа. Пришло время идти, стучать и добиваться результатов. Пришло время занять активную гражданскую позицию, стать непримиримыми к проявлениям зла и беззакония вокруг нас. Пришло вре­мя любовью к людям, заботой и вниманием явить Бога тем, кто еще живет по обычаям мира, чтобы они увидели превосходство жизни с Богом. Пришло время блажен­ства на этой земле — время посещения Божьего.

Бог желает изменить эту землю. Он желает принести Свой свет, Свою любовь во все сферы жизни нашего об­щества. Он желает сделать этот народ счастливым и про­цветающим. Это возможно только в том случае, если христиане «понесут» Бога в мир, являя Его на всяком месте.

В нашей церкви «Посольство Божье» уже начата эта работа. Члены церкви создают благотворительные фон­ды, общественные организации, консультативные центры и христианские предприятия. Они идут в учебные заве­дения и научно-исследовательские институты, в минис­терства и ведомства, в силовые структуры и воинские подразделения. «Золотая сеть» Божьей любви покрыла Украину, чтобы мир узнал о благодати Божьей.

Сегодня в столице Украины вряд ли найдется сфера жизни общества, где не было бы членов «Посольства Божьего». Христиане активно влияют на жизнь общества «изнутри», и это общество не может не признать той Бо­жьей мудрости, которая проистекает через детей Бо­жьих. Это общество, выросшее в рабстве и отвержении, не может не принять любви Божьей, не может не пойти за Тем, Кто является источником этой любви. Народ не может не реагировать на Божью любовь. Народ не может быть грустным, когда на землю изливается Божья ра­дость. Народ не может не быть блаженным, если будет идти за Богом. Такой народ «обречен» на счастье.

Вот почему весь мир мог видеть неподдельно радост­ные и счастливые лица граждан Украины, которые в тече­ние длительного времени «оранжевой революции» соби­рались на киевском Майдане. Они молились и пели, танцевали и улыбались тем, кто стоял против них в кас­ках и бронежилетах. Они приносили чай и дарили цветы тем, кто был готов стрелять в них по приказу свыше. Они ничего не боялись, потому что с ними был Бог. В мороз и стужу они не мерзли, так как их согревала Божья любовь. В многотысячной толпе, ежедневно собиравшейся на Майдане, где можно было увидеть представителей всех национальностей, всех возрастов и разных социальных групп, не произошло ни одного инцидента, кражи или драки — действовал Божий порядок. Бог проявлялся че­рез людей даянием — каждый житель города считал сво­им долгом внести свою лепту, заботясь о пище и теплой одежде для жителей других городов. Совершенно незна­комых людей радушно принимали в своих домах те, кто еще вчера не открыл бы дверь даже соседям. В эти дни активно служили своему народу и члены церкви «Посоль­ство Божье». Блаженство Божьей любви меняло людей, образуя новый народ — свободный народ христианской страны. Это был результат активной гражданской пози­ции многих христиан, которые откликнулись на Божий призыв утвердить Его Царство на этой земле. Это было начало пробуждения народа, которому Бог даровал бла­женство Своего присутствия. Бог желает, чтобы Его дети своей активной гражданской позицией утвердили Божье Царство на этой земле, даровав всем живущим в этой стране блаженство постоянного Божьего присутствия.

 

Золотые истины

1. Активная гражданская позиция делает христиан героями своего времени.

2. Божьи дети являются оружием Бога на этой земле.

3. Мы, христиане, — носители истины, в которой нуждается весь мир.

4. Позиция человека может стать активной только тогда, когда он полюбит народ, который призван спасти для Царства Божьего.

5. Любое наше дело для Бога бессмысленно, если оно не мотивировано любовью.

6. Только любовь может вдохновить на жертвы.

7. Свет Божьей любви в нас делает нас уникальными личностями.

8. Бог желает избавить от тьмы всю страну через активную гражданскую позицию Церкви.

9. Всякое духовное действие со временем проявляется определенными изменениями, происходящими в физическом мире.

10. Новое время требует новых методов служения людям.

11. Гражданские акции церкви — это духовный «таран», поражающий силы тьмы.

12. Своими действиями Церковь может активно влиять на жизнь человеческого общества.

13. Христиане призваны творить историю на земле.

14. Судьба страны — в руках Церкви, которая призвана утвердить Божье Царство на земле.

Заключение

cyberpedia.su

Обряд на примирение

Даже самые крепкие союзы, браки порой начинает штормить. Ссоры и недопонимание могут накапливаться, достигая отметки, после которой сложно сделать шаг назад, успокоится. От страха показаться слабым, каждый настаивает на своём, боясь сделать шаг навстречу или проявить слабину. Хотя порой маленький компромисс может погасить бушующее пламя раздора.

Ссора, как ураган, способна разрастаться и усиливаться, вовлекая в свою воронку новые и новые жертвы. Порой никто не помнит, с чего всё началось, эмоции захлёстывают, не давая воцариться миру.

Если не приложить усилий к примирению, конфликт способен разрушить всё окончательно и безвозвратно. Когда ситуация зашла в тупик и были исчерпаны все доступные методы, отличным решением может стать обряд на примирение.

Однозначным плюсом такого обряда считается то, что в него можно не посвящать конфликтующие стороны. Этот обряд из арсенала Белой магии, он не разрушает и не производит насилие над чьей-либо психикой. Обряд уберёт негатив из отношений, охладит страсти, заставит стороны успокоиться.

 

Основные правила проведения обряда на примирение

Этот ритуал с успехом сделает любой человек – одна из сторон конфликта, осознавшая тупик в ситуации или кто-то сторонний, решивший примирить конфликтующие стороны. Очень важно соблюдать все правила и рекомендации проведения обряда. Неправильное исполнение может нанести непоправимый вред, что только усугубит ситуацию и сделает её
неразрешимой.

  • Обряд для примирения проводят исключительно на растущую Луну.
  • Проведение обряда на убывающую фазу усилит ссору.
  • Обязательно точное употребление слов заговора. Путаница в словах и их подмена не допускается.
  • Эффективными для ритуала являются женские дни недели: среда, пятница, суббота.
  • В воскресенье обряды на примирение не проводят.
  • Получить положительный результат от ритуала может только человек, искренне желающий примирения конфликтующих сторон.
  • Ритуалы на примирение проводят до заката.

Одно из главных условий для успешного примирения конфликтующих, это сильная энергетическая отдача во время проведения ритуала. Нужно со всей силой своих мыслей желать завершения ссоры. Если ритуал проводит один из поссорившихся, то перестаньте злиться и признайте часть вины за собой.

Обряд для примирения конфликтующих супругов

Для проведения ритуала необходимо запастись маковым семенем и восковыми церковными свечами в количестве 7 штук. Купите в церковной лавке икону Богородицы, которая называется «Семистрельная». Выберете подходящее время на растущую Луну. Наилучшим днём для проведения ритуала считается пятница в полдень. Зажгите сразу 7 свечей, поставив их полукругом. В средину этого полукруга поставьте глиняную тарелку, насыпьте в неё маковое семя. Сосредоточьтесь на своей проблеме.

 

Прочтите 7 раз слова заговора над маком.

«Буря, буря, ураган, перестань ты бушевать!

Пусть улягутся страсти, да отойдёт ненастье.

Пресвятая Богородица, усмири их гордыню, помири их души.

Дай добро в сердца да божий свет в глаза.

Примири злобу в сердцах рабов (имена), дай мира и добра!

Покрой их неразумные головы своими крылами, настави на путь истинный своими словами.

На мак наговариваю, на сердца добром нашёптываю.

Отпусти, злоба, успокойся! Моё слово крепче камня! Аминь!»

Затем следует наговорённый мак рассыпать в доме: под порогом, по углам, под напольные ковры. Икону Богородицы «Семистрельная» нужно повесить в прихожей так, чтобы она смотрела на входящего. После того, как вы провели все приготовления, придумайте причину, чтобы пригласить в дом конфликтующую сторону. Было бы неплохо устроить обед примирения, но без спиртного. Магия не действует когда присутствует алкоголь.

Для примирения врагов

Случается, стороны так увлекаются враждовать, что даже саму причину уже никто не вспоминает. Зато искры летят так, что задевает всех близких. Для усмирения таких конфликтов можно применить обряд для примирения враждующих.

Запаситесь святой водой, купите в церковной лавке три восковых свечи и приготовьте 10 монет одинакового номинала. Ритуал начинают на седьмой день растущей Луны, обязательно, чтобы закончить чтение до заката солнца. Обряд проводится три дня подряд – это обязательное условие!

 

Положите в глиняную миску монеты, подлейте туда святой воды, зажгите свечу. Заговор читают трижды, в конце каждого раза перекрещивайте монеты свечой.

«Матерь Божья благослови, ссоры камень истреби!

Дай наставленья злому сердцу, успокоение буйным головам.

Убей злобу, змею подлую, освободи от греха гордыни рабов твоих неразумных (имена тех, кого примиряем)!

Пусти, Господь, мир в души и в сердца оные.

Свет их разум озарит, меж собою примирит!

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь!»

После того, как вы проведёте три дня обряда, наговорённые монеты нужно раздать тем, кого вы хотите примирить. Если участников двое, то раздайте им по 5 монет. Если участников конфликта больше чем 10, то для ритуала возьмите необходимое количество, чтобы каждому досталось по монетке. Монеты нужно раздать всем поровну. Если остаётся нечётная монетка, то отдайте её на милостыню.

Ритуал начинает своё действие, когда все монеты буду розданы. Обычно в течение лунного месяца конфликт начинает затухать, и поссорившиеся люди становятся способными к примирению.

Обычно для примирения сторон привлекают силы Господа. Самыми сильными и действенными ритуала для разрешения конфликтных ситуаций, являются обряды с привлечением Святого Духа и покровительства Богородицы.

vseobryady.ru

Цитаты из творений святых отцов. Примирение, читать онлайн

Цитаты из творений святых отцов. Примирение, читать онлайн

<<<   БИБЛИОТЕКА   >>>


Примирение

Не столько повредит тебе враг, что бы он ни делал, сколько ты вредишь самому себе, не примиряясь с ним и попирая законы Божии (свт. Иоанн Златоуст, 44, 555).

***

Если же ты будешь ждать, чтобы враг наперед пришел и попросил прощения, то ты не получишь такой пользы: он предвосхитит награду и приобретет себе все благословение; а когда ты сам придешь, то не останешься ниже его, но победишь гнев, преодолеешь страсть, обнаружишь великое любомудрие, послушавшись Бога, и сделаешь более приятною последующую жизнь, избавившись от хлопот и тревоги (свт. Иоанн Златоуст, 44, 597).

***

…Тяжелое и трудное дело — скоро примириться с врагом, тяжелое и трудное не по своему свойству, но по нашему нерадению (свт. Иоанн Златоуст, 46, 174).

***

Трудно начать и сделать приступ к примирению; а когда он сделан каким бы то ни было образом, тогда все последующее будет легко и удобно (свт. Иоанн Златоуст, 46, 175).

***

Если ты примиришься здесь, то избавишься от суда там… (свт. Иоанн Златоуст, 46, 179).

***

В этом то <примирении со своими врагами> и состоит врачевство душ наших, в этом — исцеление ран наших, в этом — самый лучший путь угождения Богу, в этом — самое верное отличие боголюбивой души, когда… мы все исполняем ради закона Господня и не поддаемся неблагородным мыслям, но становимся выше страстей, представляя себе благодеяния, ежедневно оказываемые нам Богом (свт. Иоанн Златоуст, 47, 283—284).

***

…Нелегко и неприятно пойти к тому, кто враждует и злобствует против нас, стать и начать разговаривать с ним. Но если ты размыслишь о высоком достоинстве этой заповеди <примирения>, о великости награды и о том, что польза от этого доброго дела обращается не на него, а на тебя, то все покажется тебе легким и удобным (свт. Иоанн Златоуст, 47, 284).

***

Оказывай услуги детям врагов своих и при жизни, и по смерти их, — при жизни, чтобы таким образом примириться с их отцами, по смерти, чтобы привлечь на себя великую милость от Бога… (свт. Иоанн Златоуст, 47, 870).

***

Сколько зла происходит от раздражения и гнева! И что особенно тяжело — когда мы находимся во вражде, то не хотим сами положить начало примирению, но ожидаем других; каждый стыдится прийти к другому и примириться. Смотри, разойтись и разделиться не стыдится, напротив, сам полагает начало этому злу; а прийти и соединить разделившееся стыдится, подобно тому, как если бы кто отрезать член не усомнился, а сростить его стыдился. Что скажешь на это, человек? Не сам ли ты нанес великую обиду и был причиною вражды? Справедливость требует, чтобы сам же ты первый пришел и примирился, как бывший причиною вражды. Но если (другой) обидел и тот был причиною вражды? И в этом случае следует (начать примирение) тебе, чтобы тебе больше удивлялись, чтобы тебе иметь первенство как в одном, так и в другом: как не ты был причиною вражды, так не тебе быть и причиною ее продолжения; может быть, и тот, сознав вину свою, устыдится и вразумится. Но он высокомерен? Тем более ты не медли прийти к нему; он страдает двумя болезнями: гордостью и гневом. Сам ты высказал причину, почему ты первый должен прийти к нему: ты здоров, ты можешь видеть, а он во тьме; таковы именно — гнев и гордость. Ты свободен от них и здоров; приди же к нему, как врач к больному. Говорит ли кто-нибудь из врачей: такой-то болен, поэтому я не пойду к нему? Напротив, тогда врачи и идут к больному, когда видят, что он сам не может к ним прийти; о тех, которые могут (прийти сами), они менее заботятся, как о больных неопасно, о лежащих же — напротив. А не тяжелее ли всякой болезни гордость и гнев? Не подобны ли этот сильной горячке, а та — развившейся опухоли? Представь, каково страдать горячкою и опухолью. Иди же, угаси его огонь; ты можешь сделать это при помощи Божией; останови его опухоль как бы примочкою. Но что, скажешь, если оттого самого он еще более возгордится? Тебе нет до этого нужды; ты сделаешь свое дело, а он пусть отвечает сам за себя; только бы нас не упрекала совесть, что это произошло от опущения с нашей стороны чего-нибудь должного… Оно <Священное Писание> повелевает идти, примириться и благотворить врагу не с тем, чтобы собрать на него горящие уголья (см.: Рим. 12, 20), но чтобы он, зная это, исправился, чтобы трепетал и боялся этих благодеяний больше, чем вражды, и этих знаков любви больше, чем обид. Для враждующего не столько опасен враг, причиняющий ему зло, сколько благодетель, делающий ему добро, потому что злопамятный вредит хотя немного и себе, и ему, а благодеющий собирает уголья огненные на главу его. Поэтому, скажешь, и не должно делать ему добра, чтобы не собирать на него угольев? Но разве ты хочешь собрать их на собственную голову? Это и происходит от памятозлобия. А что, если я еще более усилю (вражду)? Нет; в этом виновен будешь не ты, а он, если он подобен зверю; если и тогда, как ты благодетельствуешь, оказываешь ему честь и желание примириться, он упорно будет продолжать вражду, то он сам на себя собирает огонь, сам сожигает свою голову; а ты нисколько не виновен (свт. Иоанн Златоуст, 52, 434—436).

***

Поелику мы но большей части обиженных и оскорбленных братий презираем, или, по крайней мере, говоря, что они оскорбились не но нашей вине, мы пренебрегаем ими, то Врач душ, знающий все сокровенное, желая с корнем исторгнуть из наших сердец поводы к гневу, повелевает нам прощать, примиряться с братиями нашими и не иметь памяти об обиде или оскорблении их, не только когда мы оскорблены ими, но и когда знаем, что они имеют нечто против нас, справедливо ли или несправедливо, также заповедует нам, чтобы мы, оставив свой дар, т. е. прекратив свои молитвы, поспешили прежде сделать удовлетворение им и, таким образом наперед уврачевав брата, приносили чистые дары наших молитв (см.: Мф. 5, 24). Ибо общий всех Господь не благоволит к нашему служению, когда Он что в одном приобретает, то в другом теряет от возникшей скорби. Ибо во вреде всякого человека одинакова бывает потеря для Того, Кто одинаково желает и ожидает спасения всех Своих рабов. И потому, когда брат имеет нечто против нас, молитва наша будет недейственна, все равно как если бы и мы в раздраженном духе питали вражду против него (прп. Иоанн Кассиан, 56, 108—109).

***

…Если Евангельское слово повелевает нам удовлетворять гневающимся даже за прошедшее и самое малое неудовольствие, происшедшее от маловажных причин, то что будет с нами, жалкими, когда мы с упорным притворством пренебрегаем новые и важные причины, допущенные по нашей погрешности, и, надмеваясь диавольскою гордостью, стыдясь смириться, не признаем себя виновниками братской скорби и, по упорному духу не желая покоряться заповедям Господним, спорим, что никак не должно соблюдать их или невозможно исполнить. От того и бывает, что, думая, что Господь заповедал невозможное или несообразное, мы, по Апостолу, становимся не исполнителями, а судьями закона (см.: Иак. 4, 11) (авва Иосиф, 56, 458).

***

И с неприятелями, друг, когда просят мира, надлежит примиряться. Ибо кто не примиряется, но даже тех,  которые просят, выражая свою нужду, и не вступают уже в равный бой, мучит, не обуздав гнева милосердием, не дав в себе места чувству естественного сродства и свойства, тот утратит выгоды победы, от всех потерпит укоризны, как дикий зверь, и не избежит наказания от Бога (прп. Исидор Пелусиот, 60, 320).

***

Примирение нас друг с другом всего важнее для Бога Слова. Ибо Тот, Кто примирил небесное с земным, прекращает и наши вражды, не дозволяя возникнуть им, и возникшие исторгая с корнем (прп. Исидор Пелусиот, 62, 13).

***

«Ты взыскуешь, — говорит Он <Господь>, — человеколюбия; а обиженный <тобой> ищет отмщения; ты называешь Меня милосердным, а он — правдивым; ты просишь снисхождения, а он вопиет, что не оказано ему помощи. Успокой его, справедливо вопиющего, и не будешь лишен Моего благоволения; примирись с обиженным, и тогда умоляй о Моем примирении с тобою. Не продаю за дар справедливо требуемого другим отмщения; не унижаю неподкупного судилища; не оказываю благоволения к обидевшему, пока сетует обиженный. Не малый, но крайне высокий и великий даю тебе дар — отлагаю исследование дела, не произношу немедленно решительного приговора; даю тебе время удовлетворить обиженного» (прп. Исидор Пелусиот, 62, 14).

***

Был в Александрии вельможа, который, несмотря на все увещания святителя Иоанна Милостивого, не хотел и слышать о примирении со своим врагом. Святитель пригласил его в свою домовую церковь на Божественную литургию. В церкви никого не было из богомольцев; служил сам патриарх, а на клиросе был только один певец, которому вельможа и стал помогать в пении. Когда они начали петь молитву Господню «Отче наш», запел ее и святитель; но на словах «хлеб наш насущный даждь нам днесь» он вдруг замолчал сам и остановил певца, так что вельможа один пропел слова молитвы: «и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим». Тут святитель сказал ему: «Смотри, сын мой, в какой страшный час и что говоришь ты Богу: остави мне, как и я оставляю! Правду ли ты говоришь? Оставляешь ли?» Эти слова так поразили вельможу, что он весь в слезах бросился к ногам архипастыря и воскликнул: «Все, что ни повелишь, владыко, все исполнит раб твой». И в тот же день помирился со своим врагом и от всего сердца простил ему все обиды (112, 588—589).

***

Некоторый инок-отшельник пришел на малое время в один из скитов, и здесь старец скитянин, имевший свободную келью, пригласил в нее пришельца на житие. Странник-монах поселился в ней. К нему стали приходить многие; одни приносили ему все необходимое, а другие искали беседы с ним; пришлец всех с любовию принимал к себе. Все это возбудило зависть в старце, хозяине кельи, и он «тал роптать. «Сколько лет я здесь живу, — говорил он, — и никто ни разу не приходил ко мне, а этот только что поселился, и все спешат к нему». Затем сказал своему ученику: «Пойди скажи ему, чтобы уходил из кельи: она мне самому нужна». Ученик пошел, но вместо повеленного сказал: «Отец мой прислал меня спросить о твоем здоровье». Монах принял это за правду и отвечал: «Скажи отцу твоему, чтобы помолился обо мне: я не совсем здоров». Пришел послушник к своему старцу и сказал ему так: «Монах велел сказать, что он нашел другую келью и уходит отсюда». Прошло несколько дней; пришлец не уходил. Старец хозяин опять посылает юного ученика сказать, что если скоро не уйдет, то он сам придет и выгонит его жезлом. Ученик опять употребил хитрость. «Старец мой, — сказал он пришельцу, — услыхал, что ты сильно нездоров, и прислал меня навестить тебя». Пришлец отвечал: «Скажи твоему отцу, что, по молитвам его, я чувствую себя теперь хорошо». Вернулся ученик к своему учителю и сказал так: «Монах объявил мне, что он через неделю непременно уйдет». Прошла неделя, гость все не уходил. Тогда старец хозяин взял жезл и пошел выгонять его. Ученик на минуту задержал старца: «Отче, погоди немного, я сбегаю и посмотрю, нет ли кого у него, а то может выйти соблазн». А сам, между тем, прибежав к пришельцу, говорит: «Отец мой идет звать тебя к себе и угостить». Услышав это, старец гость вышел на встречу своему хозяину, издали поклонился ему и воскликнул: «Я не стою того, чтобы ты заходил за мною, я без зова приду к тебе». Тут только старец понял благоразумную хитрость своего ученика, умилился душою, бросил жезл и поспешил приветствовать своего гостя, на которого за несколько еще минут перед этим сильно гневался. По приветствии он ввел гостя к себе и стал беседовать с ним, как с другом. Когда последний ушел, он спросил ученика: «Говорил ли ты ему что-нибудь из того, что я велел тебе?» Ученик отвечал: «Нет». Старец обрадовался, понял, что злоба его на пришельца была наущением диавольским и, упав к ногам своего ученика, сказал: «Отселе не я тебе отец, а ты мне, и не ты мой ученик, а я твой; ибо ты своим благоразумием спас и меня, и гостя» (112, 597—599).

***

Два старца имели вражду друг на друга. Одному из них случилось занемочь. Некто из братии пришел навестить старца, а тот стал просить брата: «С таким-то старцем я в ссоре и желал бы, чтобы уговорил ты его и мы бы примирились. И сам я рад бы для кого-нибудь сделать доброе дело». Брат отвечал: «По просьбе твоей, авва, поговорю с ним». Но, выйдя от него, брат рассуждал сам с собою: «Может быть, старец не примет моих слов, может быть, выйдет еще огорчение». По устроению же Божиему один из братии принес пять смокв и небольшое число тутовых ягод. Брат, выбрав одну смокву и несколько ягод, отнес в келью к старцу и сказал: «Кто-то принес это к старцу, а он говорит мне: «Возьми и отдай такому-то старцу». Старец, услышав это, пришел в удивление и сказал: «Мне прислал он это?» Брат говорит: «Да, авва». И старец взял принесенное, спросил: «С добрым делом пришел ты?» Брат, расставшись со старцем, пошел в свою келью и, взяв две смоквы и несколько тутовых ягод, понес к другому старцу и, поклонившись, сказал: «Возьми это, авва; прислал тебе такой-то старец». И так тремя смоквами и несколькими тутовыми ягодами довел их до примирения. А старцы не знали, что сделал брат. Один из них сказал: «Примиримся ли мы теперь?» «Да, авва, твоими молитвами», — отвечал брат. Старец сказал: «Слава Богу!» И старцы помирились при благодати Божией (30, 381).

***

Один старец рассказывал: «У меня был искренний друг, диакон лавры. Не знаю, с чего он возымел подозрение в одном поступке с моей стороны, причинившем ему скорбь, и стал мрачно смотреть на меня. Видя угрюмый взор его, я просил его объяснить мне причину. «Вот что ты сделал!» — сказал он мне. Вовсе не зная за собой такого поступка, я принялся уверять его, что не делал ничего подобного. «Прости меня, но я не удовлетворен твоими оправданиями», — сказал брат. Удалившись к себе в келью, я начал испытывать свое сердце — не сделано ли в самом деле мною чего-либо подобного — и не нашел ничего. Однажды видя, как он держал Чашу для преподаяния Святых Даров, я с клятвою стал уверять его, что я не виновен в том, что он приписывает мне. Но он и тут не убедился моими словами. Обращаясь снова к себе самому, я стал припоминать изречения святых отцев и, доверившись им, обратился к своим мыслям. «Диакон искренно любит меня, — говорил я сам себе, — и, побуждаемый любовью, прямодушно говорит мне о том, что у него на сердце, чтобы я трезвился, бодрствовал над собою и не совершил бы чего либо подобного. Положим, бедная душа моя, ты и не совершила этого. Но не совершено ли тобою множество других злых дел и все ли они тебе известны? Что ты творила вчера, или третьего дня, или десять дней тому назад? Помнишь ли ты об этом? Так не совершила ли ты и того, что тебе приписывают, а потом позабыла, как и первое?» И, размышляя таким образом, я так расположил свое сердце, как бы и в самом деле я сделал это, но позабыл, как и другие свои дела. И стал я благодарить Бога и диакона, что через него Бог дал мне познать грех мой, и я мог раскаяться в нем. После таких размышлений я встал и пошел к диакону просить у него прощения и благодарить за то, что он помог мне познать грех. Но лишь только я постучался к нему в дверь, он, отворив, бросается мне в ноги со словами: «Прости меня, что диавол, издеваясь надо мною, внушил мне подозрение на тебя! Воистину Сам Бог вразумил меня, что ты невинен». И начал он говорить, что не дозволит мне принести ему извинение» (102, 267—268).

***

Некий брат был в обиде на другого брата, который, узнав об этом, пришел для примирения к нему, но тот не отворил ему дверей. Тогда брат пошел к некоему старцу и рассказал ему о случившемся. Старец отвечал: «Посмотри, нет ли тому причины в тебе самом? Не признаешь ли себя правым в своем сердце? Не имеешь ли намерения обвинить брата, а себя оправдать? По этой причине Бог не коснулся его сердца и он не отворил тебе; дверей. Но то, что скажу тебе, верно: хотя бы он был виноват перед тобою, положи в своем сердце, что ты виноват перед ним, и оправдай брата. Тогда Бог вложит в его сердце желание примириться с тобой». Брат, услышав это, поступил по слову старца, пошел к брату, постучался в дверь. Гот сразу же отворил дверь и, прежде чем пришедший попросил прощения, обнял его от души, и водворился между ними мир (106, 517).

 

 Заметили ошибку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter


<<<   СОДЕРЖАНИЕ   >>>

www.biblioteka3.ru

Примирение, Сокровищница духовной мудрости

Не столько повредит тебе враг, что бы он ни делал, сколько ты вредишь самому себе, не примиряясь с ним и попирая законы Божии (свт. Иоанн Златоуст, 44, 555).

* * *

Если же ты будешь ждать, чтобы враг наперед пришел и попросил прощения, то ты не получишь такой пользы: он предвосхитит награду и приобретет себе все благословение; а когда ты сам придешь, то не останешься ниже его, но победишь гнев, преодолеешь страсть, обнаружишь великое любомудрие, послушавшись Бога, и сделаешь более приятною последующую жизнь, избавившись от хлопот и тревоги (свт. Иоанн Златоуст, 44, 597).

* * *

…Тяжелое и трудное дело — скоро примириться с врагом, тяжелое и трудное не по своему свойству, но по нашему нерадению (свт. Иоанн Златоуст, 46, 174).

* * *

Трудно начать и сделать приступ к примирению; а когда он сделан каким бы то ни было образом, тогда все последующее будет легко и удобно (свт. Иоанн Златоуст, 46, 175).

* * *

Если ты примиришься здесь, то избавишься от суда там… (свт. Иоанн Златоуст, 46, 179).

* * *

В этом то и состоит врачевство душ наших, в этом — исцеление ран наших, в этом — самый лучший путь угождения Богу, в этом — самое верное отличие боголюбивой души, когда… мы все исполняем ради закона Господня и не поддаемся неблагородным мыслям, но становимся выше страстей, представляя себе благодеяния, ежедневно оказываемые нам Богом (свт. Иоанн Златоуст, 47, 283-284).

* * *

…Нелегко и неприятно пойти к тому, кто враждует и злобствует против нас, стать и начать разговаривать с ним. Но если ты размыслишь о высоком достоинстве этой заповеди , о великости награды и о том, что польза от этого доброго дела обращается не на него, а на тебя, то все покажется тебе легким и удобным (свт. Иоанн Златоуст, 47, 284).

* * *

Оказывай услуги детям врагов своих и при жизни, и по смерти их, — при жизни, чтобы таким образом примириться с их отцами, по смерти, чтобы привлечь на себя великую милость от Бога… (свт. Иоанн Златоуст, 47, 870).

* * *

Сколько зла происходит от раздражения и гнева! И что особенно тяжело — когда мы находимся во вражде, то не хотим сами положить начало примирению, но ожидаем других; каждый стыдится прийти к другому и примириться. Смотри, разойтись и разделиться не стыдится, напротив, сам полагает начало этому злу; а прийти и соединить разделившееся стыдится, подобно тому, как если бы кто отрезать член не усомнился, а сростить его стыдился. Что скажешь на это, человек? Не сам ли ты нанес великую обиду и был причиною вражды? Справедливость требует, чтобы сам же ты первый пришел и примирился, как бывший причиною вражды. Но если (другой) обидел и тот был причиною вражды? И в этом случае следует (начать примирение) тебе, чтобы тебе больше удивлялись, чтобы тебе иметь первенство как в одном, так и в другом: как не ты был причиною вражды, так не тебе быть и причиною ее продолжения; может быть, и тот, сознав вину свою, устыдится и вразумится. Но он высокомерен? Тем более ты не медли прийти к нему; он страдает двумя болезнями: гордостью и гневом. Сам ты высказал причину, почему ты первый должен прийти к нему: ты здоров, ты можешь видеть, а он во тьме; таковы именно — гнев и гордость. Ты свободен от них и здоров; приди же к нему, как врач к больному. Говорит ли кто-нибудь из врачей: такой-то болен, поэтому я не пойду к нему? Напротив, тогда врачи и идут к больному, когда видят, что он сам не может к ним прийти; о тех, которые могут (прийти сами), они менее заботятся, как о больных неопасно, о лежащих же — напротив. А не тяжелее ли всякой болезни гордость и гнев? Не подобны ли этот сильной горячке, а та — развившейся опухоли? Представь, каково страдать горячкою и опухолью. Иди же, угаси его огонь; ты можешь сделать это при помощи Божией; останови его опухоль как бы примочкою. Но что, скажешь, если оттого самого он еще более возгордится? Тебе нет до этого нужды; ты сделаешь свое дело, а он пусть отвечает сам за себя; только бы нас не упрекала совесть, что это произошло от опущения с нашей стороны чего-нибудь должного… Оно <Священное Писание> повелевает идти, примириться и благотворить врагу не с тем, чтобы собрать на него горящие уголья (см.: Рим. 12, 20), но чтобы он, зная это, исправился, чтобы трепетал и боялся этих благодеяний больше, чем вражды, и этих знаков любви больше, чем обид. Для враждующего не столько опасен враг, причиняющий ему зло, сколько благодетель, делающий ему добро, потому что злопамятный вредит хотя немного и себе, и ему, а благодеющий собирает уголья огненные на главу его. Поэтому, скажешь, и не должно делать ему добра, чтобы не собирать на него угольев? Но разве ты хочешь собрать их на собственную голову? Это и происходит от памятозлобия. А что, если я еще более усилю (вражду)? Нет; в этом виновен будешь не ты, а он, если он подобен зверю; если и тогда, как ты благодетельствуешь, оказываешь ему честь и желание примириться, он упорно будет продолжать вражду, то он сам на себя собирает огонь, сам сожигает свою голову; а ты нисколько не виновен (свт. Иоанн Златоуст, 52, 434-436).

* * *

Поелику мы но большей части обиженных и оскорбленных братий презираем, или, по крайней мере, говоря, что они оскорбились не но нашей вине, мы пренебрегаем ими, то Врач душ, знающий все сокровенное, желая с корнем исторгнуть из наших сердец поводы к гневу, повелевает нам прощать, примиряться с братиями нашими и не иметь памяти об обиде или оскорблении их, не только когда мы оскорблены ими, но и когда знаем, что они имеют нечто против нас, справедливо ли или несправедливо, также заповедует нам, чтобы мы, оставив свой дар, т. е. прекратив свои молитвы, поспешили прежде сделать удовлетворение им и, таким образом наперед уврачевав брата, приносили чистые дары наших молитв (см.: Мф. 5, 24). Ибо общий всех Господь не благоволит к нашему служению, когда Он что в одном приобретает, то в другом теряет от возникшей скорби. Ибо во вреде всякого человека одинакова бывает потеря для Того, Кто одинаково желает и ожидает спасения всех Своих рабов. И потому, когда брат имеет нечто против нас, молитва наша будет недейственна, все равно как если бы и мы в раздраженном духе питали вражду против него (прп. Иоанн Кассиан, 56, 108-109).

* * *

…Если Евангельское слово повелевает нам удовлетворять гневающимся даже за прошедшее и самое малое неудовольствие, происшедшее от маловажных причин, то что будет с нами, жалкими, когда мы с упорным притворством пренебрегаем новые и важные причины, допущенные по нашей погрешности, и, надмеваясь диавольскою гордостью, стыдясь смириться, не признаем себя виновниками братской скорби и, по упорному духу не желая покоряться заповедям Господним, спорим, что никак не должно соблюдать их или невозможно исполнить. От того и бывает, что, думая, что Господь заповедал невозможное или несообразное, мы, по Апостолу, становимся не исполнителями, а судьями закона (см.: Иак. 4, 11) (авва Иосиф, 56, 458).

* * *

И с неприятелями, друг, когда просят мира, надлежит примиряться. Ибо кто не примиряется, но даже тех,  которые просят, выражая свою нужду, и не вступают уже в равный бой, мучит, не обуздав гнева милосердием, не дав в себе места чувству естественного сродства и свойства, тот утратит выгоды победы, от всех потерпит укоризны, как дикий зверь, и не избежит наказания от Бога (прп. Исидор Пелусиот, 60, 320).

* * *

Примирение нас друг с другом всего важнее для Бога Слова. Ибо Тот, Кто примирил небесное с земным, прекращает и наши вражды, не дозволяя возникнуть им, и возникшие исторгая с корнем (прп. Исидор Пелусиот, 62, 13).

* * *

«Ты взыскуешь, — говорит Он , — человеколюбия; а обиженный ищет отмщения; ты называешь Меня милосердным, а он — правдивым; ты просишь снисхождения, а он вопиет, что не оказано ему помощи. Успокой его, справедливо вопиющего, и не будешь лишен Моего благоволения; примирись с обиженным, и тогда умоляй о Моем примирении с тобою. Не продаю за дар справедливо требуемого другим отмщения; не унижаю неподкупного судилища; не оказываю благоволения к обидевшему, пока сетует обиженный. Не малый, но крайне высокий и великий даю тебе дар — отлагаю исследование дела, не произношу немедленно решительного приговора; даю тебе время удовлетворить обиженного» (прп. Исидор Пелусиот, 62, 14).

* * *

Был в Александрии вельможа, который, несмотря на все увещания святителя Иоанна Милостивого, не хотел и слышать о примирении со своим врагом. Святитель пригласил его в свою домовую церковь на Божественную литургию. В церкви никого не было из богомольцев; служил сам патриарх, а на клиросе был только один певец, которому вельможа и стал помогать в пении. Когда они начали петь молитву Господню «Отче наш», запел ее и святитель; но на словах «хлеб наш насущный даждь нам днесь» он вдруг замолчал сам и остановил певца, так что вельможа один пропел слова молитвы: «и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим». Тут святитель сказал ему: «Смотри, сын мой, в какой страшный час и что говоришь ты Богу: остави мне, как и я оставляю! Правду ли ты говоришь? Оставляешь ли?» Эти слова так поразили вельможу, что он весь в слезах бросился к ногам архипастыря и воскликнул: «Все, что ни повелишь, владыко, все исполнит раб твой». И в тот же день помирился со своим врагом и от всего сердца простил ему все обиды (112, 588-589).

* * *

Некоторый инок-отшельник пришел на малое время в один из скитов, и здесь старец скитянин, имевший свободную келью, пригласил в нее пришельца на житие. Странник-монах поселился в ней. К нему стали приходить многие; одни приносили ему все необходимое, а другие искали беседы с ним; пришлец всех с любовию принимал к себе. Все это возбудило зависть в старце, хозяине кельи, и он стал роптать. «Сколько лет я здесь живу, — говорил он, — и никто ни разу не приходил ко мне, а этот только что поселился, и все спешат к нему». Затем сказал своему ученику: «Пойди скажи ему, чтобы уходил из кельи: она мне самому нужна». Ученик пошел, но вместо повеленного сказал: «Отец мой прислал меня спросить о твоем здоровье». Монах принял это за правду и отвечал: «Скажи отцу твоему, чтобы помолился обо мне: я не совсем здоров». Пришел послушник к своему старцу и сказал ему так: «Монах велел сказать, что он нашел другую келью и уходит отсюда». Прошло несколько дней; пришлец не уходил. Старец хозяин опять посылает юного ученика сказать, что если скоро не уйдет, то он сам придет и выгонит его жезлом. Ученик опять употребил хитрость. «Старец мой, — сказал он пришельцу, — услыхал, что ты сильно нездоров, и прислал меня навестить тебя». Пришлец отвечал: «Скажи твоему отцу, что, по молитвам его, я чувствую себя теперь хорошо». Вернулся ученик к своему учителю и сказал так: «Монах объявил мне, что он через неделю непременно уйдет». Прошла неделя, гость все не уходил. Тогда старец хозяин взял жезл и пошел выгонять его. Ученик на минуту задержал старца: «Отче, погоди немного, я сбегаю и посмотрю, нет ли кого у него, а то может выйти соблазн». А сам, между тем, прибежав к пришельцу, говорит: «Отец мой идет звать тебя к себе и угостить». Услышав это, старец гость вышел на встречу своему хозяину, издали поклонился ему и воскликнул: «Я не стою того, чтобы ты заходил за мною, я без зова приду к тебе». Тут только старец понял благоразумную хитрость своего ученика, умилился душою, бросил жезл и поспешил приветствовать своего гостя, на которого за несколько еще минут перед этим сильно гневался. По приветствии он ввел гостя к себе и стал беседовать с ним, как с другом. Когда последний ушел, он спросил ученика: «Говорил ли ты ему что-нибудь из того, что я велел тебе?» Ученик отвечал: «Нет». Старец обрадовался, понял, что злоба его на пришельца была наущением диавольским и, упав к ногам своего ученика, сказал: «Отселе не я тебе отец, а ты мне, и не ты мой ученик, а я твой; ибо ты своим благоразумием спас и меня, и гостя» (112, 597-599).

* * *

Два старца имели вражду друг на друга. Одному из них случилось занемочь. Некто из братии пришел навестить старца, а тот стал просить брата: «С таким-то старцем я в ссоре и желал бы, чтобы уговорил ты его и мы бы примирились. И сам я рад бы для кого-нибудь сделать доброе дело». Брат отвечал: «По просьбе твоей, авва, поговорю с ним». Но, выйдя от него, брат рассуждал сам с собою: «Может быть, старец не примет моих слов, может быть, выйдет еще огорчение». По устроению же Божиему один из братии принес пять смокв и небольшое число тутовых ягод. Брат, выбрав одну смокву и несколько ягод, отнес в келью к старцу и сказал: «Кто-то принес это к старцу, а он говорит мне: «Возьми и отдай такому-то старцу». Старец, услышав это, пришел в удивление и сказал: «Мне прислал он это?» Брат говорит: «Да, авва». И старец взял принесенное, спросил: «С добрым делом пришел ты?» Брат, расставшись со старцем, пошел в свою келью и, взяв две смоквы и несколько тутовых ягод, понес к другому старцу и, поклонившись, сказал: «Возьми это, авва; прислал тебе такой-то старец». И так тремя смоквами и несколькими тутовыми ягодами довел их до примирения. А старцы не знали, что сделал брат. Один из них сказал: «Примиримся ли мы теперь?» «Да, авва, твоими молитвами», — отвечал брат. Старец сказал: «Слава Богу!» И старцы помирились при благодати Божией (30, 381).

* * *

Один старец рассказывал: «У меня был искренний друг, диакон лавры. Не знаю, с чего он возымел подозрение в одном поступке с моей стороны, причинившем ему скорбь, и стал мрачно смотреть на меня. Видя угрюмый взор его, я просил его объяснить мне причину. «Вот что ты сделал!» — сказал он мне. Вовсе не зная за собой такого поступка, я принялся уверять его, что не делал ничего подобного. «Прости меня, но я не удовлетворен твоими оправданиями», — сказал брат. Удалившись к себе в келью, я начал испытывать свое сердце — не сделано ли в самом деле мною чего-либо подобного — и не нашел ничего. Однажды видя, как он держал Чашу для преподаяния Святых Даров, я с клятвою стал уверять его, что я не виновен в том, что он приписывает мне. Но он и тут не убедился моими словами. Обращаясь снова к себе самому, я стал припоминать изречения святых отцев и, доверившись им, обратился к своим мыслям. «Диакон искренно любит меня, — говорил я сам себе, — и, побуждаемый любовью, прямодушно говорит мне о том, что у него на сердце, чтобы я трезвился, бодрствовал над собою и не совершил бы чего либо подобного. Положим, бедная душа моя, ты и не совершила этого. Но не совершено ли тобою множество других злых дел и все ли они тебе известны? Что ты творила вчера, или третьего дня, или десять дней тому назад? Помнишь ли ты об этом? Так не совершила ли ты и того, что тебе приписывают, а потом позабыла, как и первое?» И, размышляя таким образом, я так расположил свое сердце, как бы и в самом деле я сделал это, но позабыл, как и другие свои дела. И стал я благодарить Бога и диакона, что через него Бог дал мне познать грех мой, и я мог раскаяться в нем. После таких размышлений я встал и пошел к диакону просить у него прощения и благодарить за то, что он помог мне познать грех. Но лишь только я постучался к нему в дверь, он, отворив, бросается мне в ноги со словами: «Прости меня, что диавол, издеваясь надо мною, внушил мне подозрение на тебя! Воистину Сам Бог вразумил меня, что ты невинен». И начал он говорить, что не дозволит мне принести ему извинение» (102, 267-268).

* * *

Некий брат был в обиде на другого брата, который, узнав об этом, пришел для примирения к нему, но тот не отворил ему дверей. Тогда брат пошел к некоему старцу и рассказал ему о случившемся. Старец отвечал: «Посмотри, нет ли тому причины в тебе самом? Не признаешь ли себя правым в своем сердце? Не имеешь ли намерения обвинить брата, а себя оправдать? По этой причине Бог не коснулся его сердца и он не отворил тебе; дверей. Но то, что скажу тебе, верно: хотя бы он был виноват перед тобою, положи в своем сердце, что ты виноват перед ним, и оправдай брата. Тогда Бог вложит в его сердце желание примириться с тобой». Брат, услышав это, поступил по слову старца, пошел к брату, постучался в дверь. Тот сразу же отворил дверь и, прежде чем пришедший попросил прощения, обнял его от души, и водворился между ними мир (106, 517).

azbyka.ru

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *