Протоиерей Димитрий Смирнов: «До сих пор сочувствую Дон Кихоту»
Отец Димитрий Смирнов — один из самых известных священников в России. Глава Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями, сопредседатель Церковно-общественного совета по биомедицинской этике Московского Патриархата, проректор Православного Свято-Тихоновского университета рассказывает о себе, своем детстве, семье и интересах.
Протоиерей Димитрий Смирнов
О русских, монархии и священстве
– Отец Димитрий, что значит быть русским? Гены, язык, вера?
– Русский – это ментальность. Пусть наш татарин поедет пожить в Саудовскую Аравию. И там поймет, что он русский человек. Или евреи наши едут в Израиль, где их называют русскими. Потому что у них иная ментальность. Мне наша прихожанка, еврейка, вчера сказала, что ее дед был полный Георгиевский кавалер! Представляете? Это русский еврей – нормально!
– Но вот иногда говорят: Россия для русских…
– А якуты кто, не русские? Фонвизин – ливонец, что ли? Владимир Даль – еврей? Иосиф Бродский – еврейский поэт? Смешно. Апостол Павел говорил: «Я – римлянин». Он хотел быть римлянином, он знал языки, владел культурой. «Я – русский!» Что это значит? Что Достоевский – мне брат. Пушкин – брат. Суворов – брат. Они русские, и я русский. Это же здорово. А то, что у кого-то татарские гены, а у кого-то еврейские – хуже, что ли?
– Вы бывали в Европе. Почувствовали, что вера там оскудела? Что мы, россияне, беднее материально, зато богаче духовно?
– Нет, не почувствовал. Наоборот. Хуже нас нет сейчас на земле. Сто лет назад мы были самым лучшим народом. В прошлом веке дали столько мучеников за веру, сколько не дала Церковь за всю историю! А теперь, благодаря большевикам, стали самые плохие. У нас больше всего алкоголиков, наркоманов, абортов, самоубийств, тяжких и особо тяжких преступлений, людей, невинно сидящих в тюрьме, а уж воровства… То, что мы ещё живем, – чудо! Нас Господь милует за молитвы наших мучеников, дает время исправиться.
– Некоторые молятся о православной монархии: «Восстави нам, Боже, престол православных царей…» Имеют смысл такие молитвы?
– Для Бога не важно, о чем мы молимся, ему важно наше общение с Ним. Если это не идея фикс – на здоровье, молись о монархии. Мы же молимся об исцелении кого-то – словно Бог сам не знает, кого Ему исцелять, а кого нет. Монархия – один из видов правления. У нас сейчас что, не монархия? Какая разница? Называйтесь, как хотите, только о народе заботьтесь.
Фото из книги «Протоиерей Димитрий Смирнов Проповеди. Книга 2»
– Вы не раз говорили, что священники – такие же люди, как и все, могут грешить, ошибаться… А как же особая благодать? Не снижает ли это авторитет служителей церкви?
– Авторитет должен быть настоящим, а не мифологическим. Судить пастырей нужно по делам – это тот алгоритм, которому научил нас Господь. Благодать у священника есть. Я перекрещу воду, а Господь по моей молитве и по молитве всех водопроводную воду, пахнущую хлоркой, превращает в святую. Это делается руками священника. Но это не от моего достоинства, а оттого, что меня Церковь поставила на служение.
– Иногда говорят, что нужно обязательно слушаться батюшку, потому что он дает совет от Бога…
– Не всегда так происходит. Если священник говорит от Священного Писания – это одно, а если от ветра своей головы – другое.
– Но и не слушаться вроде нельзя, так?
– Голову нужно иметь. А в голове – знания.
О чтении и семейном воспитании
– Судя по программам на телевидении, вы можете со знанием дела говорить о современной литературе, серьезной музыке и квантовой физике. Откуда такая эрудиция?
– К серьезной музыке приучили с детства, мой отец музыку писал. Образование художественное. Через деда получил доступ в мир математики и физики. Читаю только в командировках и в отпуске. Недавно роман Михаила Шишкина прочел, «Письмовник», на две трети лег на сердце.
– Надо ли руководить чтением верующих: это душеполезно, а это нет?
– Никем не надо руководить. Дураков нету. Если пришел человек, спрашивает, и я вижу, что ему что-то интересно, обычно говорю: думай сам! Каждый человек – уникальный. Только по глупости можно кем-то начать руководить.
Фото из книги «Протоиерей Димитрий Смирнов Проповеди. Книга 2»
– Кто привел вас к вере?
– Никто. Я родился верующим. У меня не было «обращения». Крестили в младенчестве, в храме пророка Илии в Обыденском. Бабушка носила к причастию. Помню, в детском саду Бога умолял, своими словами. Конечно, тогда я Бога еще не знал. Это уже потом, в 15 лет взял у дедушки Евангелие, прочел и понял, что Бог – Христос – Такой, как я и думал.
– А откуда у дедушки оказалась такая книга?
– Он был знаменитый математик, ему прислали друзья из Америки.
– Как к вашей вере относились родители?
– Они тоже были верующими, хотя и расцерковленными. Потом уже все за мной потянулись: мать, отец, братья, их жены… Глава семьи – мама – знала наизусть многие молитвы. И нас, когда мы проказили, останавливала словами из Писания. Когда я стал регулярно ходить в храм, спросила: «Что, по стопам предков?» Она помнила, что прадед служил в церкви. А сейчас моя дочка восстановила весь наш род: по отцовской линии, начиная с 18-го века, одни священники. Прадед священномученик Василий Смирнов в 1938 году был расстрелян и погребен в общей могиле на полигоне Бутово.
– Вы как-то сказали, что в детстве сгорали со стыда из-за Хрущева. Это влияние семьи?
– Хрущев был воплощением хамства. Мама говорила: в нашем народе исчезло понятие благородства. И я это воспринимал. Когда кончилась советская власть, одна старица в Дивеево сказала: кончилось царство Хамово! На самом деле, как оказалось, не кончилось. Просто внешне изменилось.
– Какая у вас была в детстве любимая книга?
– «Дон Кихот». В третьем классе прочитал. И был восхищен. Самим Дон Кихотом, тем, что он пытался остановить разрушение духа рыцарства, героизма, борьбы со злом. Он мне вовсе не казался смешным. Я рыдал.
– Плакали?
– Да, плакал. Очень сочувствовал Дон Кихоту. И сейчас сочувствую.
О пути к священству и служении
– Почему Вы после школы не пошли в семинарию?
– Тогда не думал об этом. Колебался между физикой (быть как папа) и искусством (как мама). Поступил на оба факультета. Выбрал художественный. В 19 лет женился, родилась дочка. Работал в Доме пионеров, преподавал лепку, рисование. И вот тогда стал задумываться. Поехал к старцу Тавриону в Спасо-Преображенскую пустынь в Латвии, он сказал: тебе надо служить в Церкви. Спросил у жены, она поддержала. Но я знал, что после вуза в семинарию не берут.
– Как же вас приняли?
– В 1978 году там был первый набор людей с высшим образованием. И мне удалось. За два года, экстерном. А потом Духовная академия, тоже экстерном, за полтора. В 80-м году меня назначили вторым священником в Крестовоздвиженский храм села Алтуфьево. Он стал для меня родным с первого дня. Райское место: пруд, лес, в алтаре слышно, как птицы поют. Рядом святой источник преподобного Макария Желтоводского, откуда мы всегда брали воду. Мечтал служить там всю жизнь. Однажды даже мысленно выбрал там себе место для будущей могилы. Эдакий самовлюбленный романтизм… А в конце 80-х начал узнавать о своих предках, поехал к сестре моего покойного деда, и она открыла новость: оказывается, именно этот, Крестовоздвиженский храм – наш родовой, в нем до революции служили пять священников Смирновых и здесь же, около храма, они похоронены.
– Поразительное совпадение!
– Не совпадение. Есть присловье: кто верит в случай – не может верить в Бога. Всё по молитвам предков.
Фото из книги «Протоиерей Димитрий Смирнов Проповеди. Книга 2»
– Настоятель у вас был строгий?
– Отец Михаил создал для меня как начинающего тепличные условия. Все хозяйственные заботы были на нем. За десять лет мы повздорили два раза: в первый помирились через полчаса, во второй – на следующий день.
– В 90-м году вас назначили настоятелем в храм святителя Митрофана Воронежского – без колокольни и купола, рядом помойка. Контраст с «райской жизнью» в Алтуфьеве был разительным. Это не вызвало уныния?
– Нет, воспринял новое назначение удивительно легко. Думаю, попал в митрофаниевский храм по молитвам святого Макария Желтоводского, в честь которого позже был освящен престол Алтуфьевского храма. Между святыми существовала особая духовная связь: святитель Митрофан в 17-м веке стал настоятелем Унженского монастыря, основанного в 15-м веке святым Макарием, а незадолго до кончины принял схиму с именем Макарий. Тут промысел Божий. Позже стало известно, что до революции здесь, в церкви Митрофана Воронежского, служил настоятелем дядя моей бабушки.
– Вам удалось восстановить этот храм, а потом вы стали настоятелем еще семи храмов. Плюс работа в Патриархии, в совете по биомедицинской этике, телевидение, радио, блог в Интернете… Удается ли создавать внутри себя светлую тишину?
– Чтоб создать внутри себя тишину, нужно несколько секунд… У каждого свой темперамент. Мне всегда хотелось воссоздать всё, что было в Церкви. Здесь, при храме святого Митрофана, до революции действовал приют, в нем 80 детей. А у нас сейчас три детских дома, 50 детей. Правда, тогда приюту помогала сама княгиня Елизавета Федоровна. Она бывала здесь, где мы сейчас сидим, ходила… А нашим детским домам власть не помогает.
– Есть что-нибудь неприятное в вашем служении?
– Самое неприятное – взаимодействие с миром.
– С властями?
– Власти разные. Некоторые неплохо относятся. Но большинство к народным проблемам равнодушны. Надо бы так: «О, батюшка пришел! Чем помочь?» Я ж не дачу себе строю. А они вместо помощи присылают всякие комиссии. «Это у вас не так, тут не так, фасад покрасьте». Дайте денег – покрашу. Никак наши чиновники не могут понять, что они должны быть как священники – служить людям.
О страхе и смерти
– Вам приходилось рисковать жизнью?
– Три раза тонул. Один раз в юности Волгу переплывал, захлебнулся. Другой раз небольшую реку, свело обе ноги, не помню, как доплыл, был под водой и вся жизнь промелькнула, как в кино… А третий раз, тоже на Волге, появился большой корабль, и мне пришлось очень сильно плыть, чтобы он меня не зацепил… Не люблю просто купаться, мне нужна какая-то цель. Если в море, то надо до скалы доплыть, отдохнуть и назад. Если река, то до другого берега.
– А в поездках случались происшествия?
– На «Жигулях» однажды занесло, перевернулся через крышу. Приехала автоинспекция, смотрят на мою помятую, без стекол, машину и спрашивают: «Пострадавших «скорая» уже увезла?» А я стою, ни царапины, и рядом дочь, у нее мизинец поранен. На самолете один раз с трудом приземлились. Кружили, сжигали керосин, бегала стюардесса, а когда пошли на снижение, я увидел возле полосы пожарные машины…
– Как вели себя пассажиры?
– Рядом со мной сидели женщины, я шутил с ними, и они держались. Многие люди молились, мне это очень понравилось. Кто ладони сомкнул, кто крестился, кто шептал «Господи, помилуй». Очень приятно, когда все вокруг молятся.
– После этого не возник страх перед самолетами?
– Страх разбиться? Нет, конечно. Авиакатастрофа – это самое легкое, что можно придумать.
– Безболезненно, непостыдно, мирно?
– Примерно так.
В сокращении интервью было опубликовано в московской православной газете «Крестовский мост». Распространяется «Крестовский мост» по храмам и социальным учреждениям столицы бесплатно.
Читайте также:
www.pravmir.ru
http://www.dimitrysmirnov.ru/blog/otvet-20726/?stt=2626 Прот. Димитрий Смирнов: Это никак не связано. Вы понимаете, что такое спасение? Спасение совершается благодатью Божией, пришествие которой в Церковь мы нынче и празднуем. Когда благодать Божия придёт в Ваше сердце, вместе с ней придёт и спасение. Дочь тут вообще ни при чём. Потому что Сам Господь говорил: «Двое на ложе, один берётся, другой оставляется» (Лк. 17, 34; Мф. 24, 40). Это сколько угодно так бывает. Бывает, конечно, и по-другому – как я сегодня поминал Григория Богослова, у него вся семья спаслась. И не только спаслась, но и прославлены как святые – и папа, и мама, и сам Григорий, и брат его Кесарий. Такие случаи – уникальные, а обычно кто-то спасается, а кто-то нет. Не от этого зависит. Конечно, если Вы сами спасётесь, то Ваша молитва будет более действенна, потому что Вы к Богу будете ближе. Может, это каким-то образом и отразится на Вашей дочери. Может, на неё произведёт впечатление. Прот. Александр Березовский: Батюшка, родители ведь держат ответ перед Богом за своих детей. Прот. Димитрий Смирнов: Держат. И на этом ответе они говорят: «Прости, Господи, ничего не могли сделать». У святых, уже прославленных, я не буду их сейчас называть, были безбожные дети. И что? Печально, вот что. Держал ответ. Прот. Александр Березовский: Грустно, да. Прот. Димитрий Смирнов: Ну вот, грустно. С этой грустью и надо жить. Но обстоятельства жизни были таковы, что невозможно было. Вот представь себе: живёшь ты где-нибудь в Твери или Воронеже. Живёшь, пашешь. Вдруг – орда. И твоего сына и дочь забирают в полон и продают в Османскую империю. И они там живут, их в ислам обращают насильно, отуречивают, и у них новые семьи, и ты ничего не знаешь. И вот – ответ будешь держать. Ну, будешь держать ответ, и что ты скажешь? Прот. Александр Березовский: Нет, батюшка, эта ситуация понятная. Прот. Димитрий Смирнов: А все ситуации понятные. А большевистское нашествие? Когда у людей был такой страх, что они готовы были от отца с матерью отречься? И сколько таких отрекалось. И кто бросит в них камень? Отрекались-то со страху. Не каждый может сказать: да, я пойду на эшафот. Мы таких священников прославляем. А бывали такие, которые, чтобы сохранить свою жизнь, отказывались от сана. И что, в него камень кидать? Служил, сколько мог, а на вилы поставили – он не смог. Потому что там, чтобы сломить человека, использовали все методы. Одного подвесили на трое суток за ноги, и он вытерпел, а другой не вытерпел. Кто-то скажет: «Вот, не вытерпел!» А ты бы вытерпел, если бы тебя хотя бы на час подвесили за ноги? Вот и весь ответ. Отвечать буду? Вот я ответил: «Да, не выдержал». И дальше что? Кто будет судить? Нет, жизнь – это вещь очень сложная, и только Господь может знать, как, что, почему. А с нашей стороны вопросы эти неправомерны. Это всё равно, что гадать: «А кто спасётся? А вот, моя дочь…» А может, дочь её будет святая? Она сама в 25 лет что, в церковь, что ли, ходила? Да никогда не поверю. Даже по речи слышу, что она в 25 лет в церковь не ходила. А хочет, чтобы дочь уже начала ходить в церковь. Как она могла воспитать дочь, если она сама тогда ничего об этом не знала, да и сейчас две трети не знает, ничего не понимает. Даже как подойти к этому вопросу не знает. Поэтому – дочку кто воспитывает, телевизор? А в телевизоре дают всякие ответы. Прот. Александр Березовский: Держи ответ за самого себя, каждый день. Прот. Димитрий Смирнов: Да. А уж детки смотрят, как папа, как мама, и этим обучаются. Конечно, это зависит от того, каковы родители. Но ведь на детей воздействует и школа. А ребятки на улице в песочнице? А учитель? Учителю очень просто настраивать против какого-то ребёночка весь класс. А ребёночек может не выдержать: их тридцать, а я один. Это только очень мужественные детки в состоянии выдержать. Какие-то приходится компромиссы искать. Сейчас-то ещё ничего, а в Европе, в некоторых странах, если ты не водишь ребёночка в школу, где ему «секспросвет» преподают с первого класса, то могут и отобрать. Отобрать – и в приёмную семью к двум педерастам. И что – ты будешь отвечать за то, что у тебя ребёночек брейвиком вырос? А это всё от этого воспитания, брейвики получаются. Мальчик терпел-терпел, затаил и решил: я вам устрою. И устроил. И он ни в чём не раскаивается. Дай ему волю, он ещё прикончит сотню-другую. Потому что он натерпелся от этого всего с детства. Так, психологически, он даже не виноват, это его система сделала таким. И как он будет отвечать? Совершенно разный подход. Его же калечили. Его насиловали с детства. Он по таким учреждениям ходил, где его насиловали. И вот получился такой человек, как говорят, фашист. Его создали. Поэтому, прежде чем судить человека, даже преступника – ну, он безусловный преступник, сколько детей убил – нужно посмотреть на причину. Вот мы про мальчика говорили вначале, которому два годика, а он уже агрессию злобную проявляет. Это вот начало. А что там дальше будет, спохватятся родители или нет? Лучше бы сразу, при первом проявлении. Но вот пока им смешно. Прот. Александр Березовский: Но потом это слезами отольётся. Прот. Димитрий Смирнов: Не дай Бог, даже не хочется в этом направлении думать. |
www.dimitrysmirnov.ru
Протоиерей Дмитрий Смирнов – биография, фото, личная жизнь, жена, дочь 2019
Биография Дмитрия Смирнова
Дмитрий Николаевич Смирнов (отец Димитрий) – видный миссионер, служитель РПЦ, настоятель шести столичных и двух подмосковных церквей, глава Патриаршей комиссии по вопросам семьи и защиты материнства, а также факультета православной культуры Военной академии РВСН. Митрофорный протоиерей ведет активную деятельность в интернет-пространстве, на радио и ТВ, неся людям целительное слово Божие в своем блоге, в телепередачах «Беседы с батюшкой» на канале «Союз», «Диалог под часами» на канале «Спас», в прямом эфире станции «Радонеж» в рубрике «Благовещение». Священнослужитель имеет награды УПЦ, ФТС и РПЦ, включая орден святого благоверного князя Дмитрия Донского III степени.Детство
Будущий яркий проповедник появился на свет 7 марта 1951 года в многодетной столичной семье. Его отец был физиком, сам писал музыку и приучал детей к серьезным классическим произведениям. Мама знала много молитв и часто останавливала шалости сына словами из Писания. Дед по отцовской линии – математик, офицер Белой армии.Прадед, настоятель церкви св. Николая Заяицкого, обвиненный в 1938 году в антисоветской пропаганде, был расстрелян и погребен в общей могиле в Бутово, в 2000-м причислен к лику святых.
Крестили Дмитрия в храме пророка Илии в Обыденском переулке. В начальных классах физико-математической школы №42, где он учился, его любимым романом был «Дон Кихот». Причем главный герой этого произведения не казался ему смешным. Напротив, мальчик им восхищался и очень сочувствовал. Когда читал книгу, он даже плакал. А старшеклассником, в 15 лет, он прочел Евангелие.
Получив в 1968 году аттестат о среднем образовании, юноша поступил на художественно-графический факультет Московского заочного пединститута, после окончания преподавал рисование и лепку в Доме пионеров. Именно в тот период Дмитрий стал задумываться о том, чтобы связать свою жизнь с церковью. Окончательное решение к нему пришло после посещения Спасо-Преображенской пустыни в Латвии, где его планы о служении одобрил старец Таврион.Карьера в РПЦ
В период 1978-1980 гг. начинающий подвижник христианства учился на экстернате в духовной семинарии Сергиева Посада. Затем за полтора года он окончил Духовную академию. С 1980 по 1990 год он являлся вторым (после настоятеля отца Михаила) священником в Крестовоздвиженской церкви села Алтуфьево, которое называл «райским местом с удивительной природой».Интересно, что до революции именно там служили его предки по отцовской линии. Об этом рассказала Дмитрию бабушка, сестра отца. Недалеко от храма он нашел могилы пяти священников Смирновых.
В 1991-м он получил новое назначение – настоятелем разорённой в эпоху СССР церкви Святителя Митрофана Воронежского, где не было ни колокольни, ни купола. Постепенно Смирнову удалось ее восстановить и, по мере роста количества прихожан, стать старшим клириком еще в семи храмах. Причем он мечтал воссоздать не только строение, но и традиции храма Митрофана, – до революции на этой территории работал приют для 80 сирот. И впоследствии, без поддержки властей, отец Димитрий организовал при церквях пять детдомов, художественную и музыкальную школу.
В период 2001- 2013 гг. он возглавлял подразделение Синода по взаимодействию с вооруженными силами РФ, затем был поставлен Синодом исполнять обязанности замруководителя Патриаршей комиссии, призванной решать вопросы из сферы семьи, защиты детства и материнства, а также был оставлен в составе Высшего церковного совета РПЦ. В 2009-м в качестве признания особых заслуг он получил право ношения специального богослужебного головного убора – митры. Батюшка стал сопредседателем новой для Церкви структуры – Церковно-общественного совета по биоэтике, созданного в связи с внедрением таких прогрессивных технологий как трансплантация, искусственное оплодотворение, клонирование. Он также руководил «Фондом поддержки семьи и демографии во имя святых Петра и Февронии», одной из важнейших миссий которого было создание в стране ряда христианских учреждений «Жизнь-семья. Без абортов». Важнейшие проповеди и лекции батюшки были выпущены книгами: «Время спасения» (1988-1989), «Граждане неба» (1990-1991), «Временный Немец» (2006), «Беседы о семье» (2016), Он стал также автором множества статей и членом редколлегии журнала «Православная беседа».Взгляды
Проповедник, чьи комментарии и ответы на вопросы в церковных и светских масс-медиа часто становились предметом оживленного обсуждения, прославился волонтерско-миссионерской деятельностью, критикой либералов, выступлениями против абортов и пропаганды гомосексуализма, а также спорными высказываниями (например, выражение «глубокого удовлетворения» по поводу смерти ученого И.С. Кона) и неоднозначными призывами («витрины секс-шопов громить кирпичами»). С целью противодействия делам ювенальной юстиции и отстаивания основ традиционной семьи он стал основателем движения «Отдельный дивизион». Совместимость задач «новоявленных воинов Христовых» с понятиями христианского терпения и смирения некоторые представители общественности ставили под вопрос.Семья Дмитрия Смирнова
Отец Димитрий женат. Вместе с супругой они вырастили дочь Марию. Она по образованию филолог, преподает в одном из детских домов при храме. Брат протоиерея Иван – также известная личность, но в музыкальных кругах. Он – композитор и джаз-гитарист.По словам священника, он три раза в жизни был на волосок от смерти в воде. Дважды – когда переплывал Волгу, и один раз – когда свело обе ноги во время плавания в небольшой речушке. Кроме этого, ему довелось пережить автокатастрофу, во время которой его автомобиль перевернулся через крышу, а он не получил ни царапины.
Дмитрий Смирнов сейчас
Высокопоставленный представитель иерархии РПЦ по-прежнему занимается ведением блога, работает на радио и телевидении, приглашая к разговору интересных собеседников, поднимая важные темы, стараясь донести до каждого позицию Церкви по жизненно важным вопросам, дать оценку всем значимым событиям. Многие его беседы продолжают издаваться в книгах. В выпущенном Православном календаре на 2018 год под названием «Обратись к Богу» вместе с красочными рисунками икон и перечнем святцев предложены отрывки из проповедей известного священнослужителя.Обнаружив ошибку в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
uznayvse.ru
Протоиерей Димитрий Смирнов: биография (проведи)
Биография яркого пастыря православного христианства протоиерея Димитрия Смирнова началась 7 марта 1951 года, в Москве. Родители были верующие, но невоцерковлённые люди. Время безбожия оставило плоды, которые мы пожинаем и сейчас.
Свои детские годы отец Димитрий вспоминает тепло, несмотря на трудные условия жизни. Благодаря родительскому воспитанию и заботе, ему и двум братьям прививали любовь к музыке, искусству, чтению.
Один из них, известный гитарист Иван Смирнов, к сожалению, почил в 2018 году, второй стал кандидатом наук. В семье была большая библиотека, около 400 книг, которую отрок Димитрий осилил всю.
В роду будущего батюшки священники были в нескольких поколениях, более того, отец Димитрий правнук священномученика Василия Смирнова, прославленного в лике святых новомучеников и исповедников российских. Архивную работу по восстановлению родового древа в семье ведёт дочь батюшки, Мария.
Краткая биография отца Димитрия Смирнова
Отец Димитрий ведёт активную, просветительскую работу среди служащих, верующих и не очень, занимал и занимает ряд постов в иерархии Русской Православной Церкви. Был рукоположен в сан священника в день пророка Илии, 2 августа 1979 года.
Окончив физико-математическую школу в 1968 году, поступил в педагогический институт на специальность художника – графика. Своими знаниями и навыками делился с детьми, преподавая в кружке дома пионеров.
Но духовные вопросы всегда имели большее значение для будущего священника, поэтому в 1978 году он поступает в Московскую Духовную семинарию и успешно экстерном получает духовное образование. Позже окончил духовную академию г. Москвы.
Местом начала служения стал Крестовоздвиженский храм в селе Алтуфево, Московской области в 1980 году. С 1991 года является настоятелем московского храма святителя Митрофана Воронежского.
Число прихожан стало расти, и постепенно батюшке вверили в попечение 8 храмов. Совмещая служение в церквях, отец Димитрий является членом Священного Синода, входит в состав различных Патриарших советов, в настоящее время занимается должность председателя Патриаршей комиссии по вопросам семьи и защиты материнства и детства.
Постоянно принимает участие в программах православных телеканалов и передач. Протоиерей Димитрий Смирнов отмечен двумя орденами князя Димитрия Донского и преподобного Сергия Радонежского и другими наградами.
Семья отца Димитрия Смирнова
В биографии протоиерея Димитрия Смирнова семья образовалась, когда ему было 28 лет. С тех пор на жизненном пути батюшку сопровождает матушка и дочь Мария. О матушке известно очень мало, даже имя найти затруднительно, она человек немедийный, поэтому фото семьи практически нет. Не смотря на публичность батюшки, информация о его личной семейной жизни не афишируется.
Но это не вся семья знаменитого протоиерея. Им основано три детских мини – дома, в которых около 50 – ти детей окормляются и в духовном, и в физическом смысле.
В этом благом деле батюшке помогает его дочь. Мария закончила филологический факультет, принимает активное участие в различных форумах, посвящённых православию, читает лекции, преподаёт в разных учебных заведениях. Так же как и её известный отец священник.
Беседы с батюшкой
Отец Димитрий своими проповедями старается достучаться до самых «толстокожих» мирян. Беседы с батюшкой не всегда носят миролюбивый характер, некоторым кажется, что он грубо общается, надо бы проявить больше мягкости. Но если посмотреть, на себя со стороны, то порой понимаешь, что другого обращения и не заслуживаем.
Нам всегда себя жалко, и возмущаемся, как можно обращаться к пастве, употребляя грубую лексику. Почему – то такое обращение не всегда нас смущает в бытовом общении, а из уст священника этот «родной» уху язык звучит как – то по — особенному.
Достаточно посмотреть видео про ад, где батюшка Димитрий описывает состояния, чувства, мысли многих людей, которые называют себя православными христианами или наоборот, считают себя всезнающими и умными.
Загрузка …Поэтому нельзя говорить, плохо это или хорошо, правильная это проповедь или нет. Каждый христианин имеет право на своё личное ощущение и восприятие.
На вопрос отцу Димитрию: как выбрать хорошего священника, тот ответил, поставьте 12 батюшек и выбирайте. Иными словами, послушайте 12 проповедей разных батюшек, вам будет понятно, кого вы лучше понимаете, чей язык общения ближе, но это не значит, что все остальные 11- ть плохие проповедники.
Это говорит лишь о том, что все мы разные, но Отец Небесный у нас один. Неслучайно Иисус Христос выбрал 12 учеников, написано 4 Евангелия.
По типу восприятия информации люди психологически делятся на 4 типа, поэтому прочтя все 4 Евангелия, как правило, какое – то одно как бы доминирует по восприятию для каждого конкретного человека.
На православном телеканале «Союз» в архиве передач есть цикл «Беседы с батюшкой», частым гостем, которых является отец Димитрий Смирнов.
Часто людей волнуют одни и те же душевные, духовные проблемы, поэтому в них можно найти ответы на многие вопросы, послушать живой опыт о духовной жизни, взять полезное на вооружение. Формат передачи построен в виде вопрос – ответ.
Батюшка Димитрий ведёт одноимённый личный блог. Он удобно структурирован. Есть архивные записи и актуальные, связанные с последними событиями в духовной жизни.
Например, есть видео, где батюшку попросили высказать мнение по поводу пожара в Соборе Парижской Богоматери. Через призму духовных знаний рассматриваются вопросы христианина и христианства в целом. Там же выложены проповеди батюшки. Рубрика «Гномы» это коротенькие ответы на разные ситуации.
Протоиерей Димитрий Смирнов заслуженно входит в число популярных проповедников нашей современности, который делами учит Слову Божьему, помогает лучше узнать Христа и заставляет задуматься о причинах безрадостной жизни.
molitvy.online
Дмитрий Смирнов – биография, фото, личная жизнь, новости 2019
Биография
Протоиерей Дмитрий Смирнов — яркая и неоднозначная фигура Русской православной церкви. Этот человек являет собой пример истовой веры и желания нести слово Христово в общество. Следуя духу времени, отец Дмитрий выкладывает проповеди и лекции в собственном мультиблоге, а также постоянно участвует в съемке программ «Беседы с батюшкой» и «Диалог под часами».
Детство и юность
Биография Дмитрия Николаевича Смирнова началась в Москве. Родился будущий подвижник христианства 7 марта 1951 года. Стоит сказать, что прадед Дмитрия Николаевича также посвятил жизнь церкви, а дед был офицером Белой гвардии, которая, как известно, славилась крепкой верой в Бога.
Дмитрий Смирнов в молодостиСмирнов окончил школу с углубленным изучением математики и физики, затем поступил на заочное отделение Московского пединститута, на художественно-графическое отделение. Однако вскоре молодой человек решил пойти по стопам прадеда и отправился учиться в духовную семинарию, что в Сергиевом Посаде.
Интерес к постижению знаний о религии оказался таков, что Дмитрий Смирнов окончил семинарский курс экстерном, потратив на это два года. Не усомнившись в правильности выбранного образа жизни, Смирнов оканчивает и духовную академию, после чего получает сан священника в одном из столичных храмов.
Служение
С 1991 года Дмитрий Смирнов переведен в храм святителя Митрофана Воронежского. Там священника назначили отцом-настоятелем. В этом храме Смирнов служит и до сих пор. Прихожанам сразу понравился новый батюшка, служивший искренне и с душой. Вскоре Дмитрия Смирнова назначают настоятелем еще шести столичных храмов.Однако церковными службами интересы Дмитрия Смирнова не ограничились. Батюшка стал совмещать службы в храмах и работу в Синодальном отделе, став ответственным за взаимодействие церкви с вооруженными силами и правоохранителями.
Священник Дмитрий Смирнов2009 год отмечен для Дмитрия Смирнова получением почетного права носить митру. Несколько лет спустя, в 2013-м, Смирнов оставляет работу в Синодальном отделе и назначается на новую должность. Теперь отец Дмитрий — первый заместитель руководителя Патриаршей комиссии. Работа этого подразделения направлена на помощь в сфере материнства и семьи.
Блог
Несмотря на наличие наград и внушительный срок жизни, посвященный церкви и вере, Дмитрий Смирнов успел прославиться и довольно нестандартными высказываниями и суждениями. Многие спорные цитаты священника моментально становятся предметом обсуждения в «Твиттере» и других социальных сетях, а также в блоге Смирнова. Лекции, проповеди и диалоги, опубликованные в микроблоге Дмитрия Смирнова, касаются его отношения к институту семьи, деторождения и отношений.
Блог Дмитрия СмирноваТак, священник выступает за нерушимость семейного очага, рьяно настаивает на запрещении абортов. Также отец Дмитрий неоднократно высказывался за запрет гомосексуальных отношений и педофилии. Не оставило никого равнодушным и высказывание Дмитрия Смирнова о неверующих людях. По мнению протоиерея, жизнь тех, кто не придерживается православной веры, бессмысленна, поэтому им стоит покончить с собой.
Позже Смирнов будет настаивать на том, что журналисты неверно истолковали его слова. Стоит отметить, что официальный представитель пресс-службы Московского патриарха поспешил заявить, что подобное отношение к атеистам — только частное мнение Дмитрия Смирнова, которое ни в коем случае нельзя рассматривать как официальную позицию церкви.
Дмитрий СмирновВ целом, священник неоднократно позволял себе и более жесткие и эмоциональные высказывания. Чего только стоит выраженное Смирновым «чувство глубокого удовлетворения» в ответ на известие о кончине известного ученого, социолога и психолога Игоря Семеновича Кона. Неоднозначно и высказывание Смирнова, призывающее верующих громить витрины магазинов секс-атрибутики.
Однако несмотря на столь эксцентричное поведение священнослужителя, представители православной церкви считают отца Дмитрия истинно верующим человеком и подвижником христианских ценностей. Да и сами верующие зачастую горячо поддерживают точку зрения своего духовного пастыря.
Интервью Дмитрия СмирноваМножество комментариев вызвало и мнение Смирнова по поводу ювенальной юстиции. Священник полагает, что представителям ювенальных служб разрешено противостоять с оружием в руках. Дмитрий Николаевич признает, что это незаконно, однако считает, что для защиты собственной семьи подобное действие вполне оправдано.
Еще одним обсуждаемым в блоге и на других площадках высказыванием стало заявление Дмитрия Смирнова о том, что необходимо запретить доступ к интернет-ресурсам всем людям, которые не достигли возраста 21 года. Это обосновано тем, что Интернет, по мнению священника, способен развратить неокрепшие умы юношей и девушек и подтолкнуть молодых людей к неправедным поступкам.
Дмитрий Смирнов на выступленииВ 2015 году Дмитрий Смирнов озвучил мнение по поводу советской власти. По словам священника, «Гитлер отдыхает» по сравнению с тем, какие преступления совершили коммунисты по отношению к жителям страны. В частности, Дмитрий Николаевич уверен, что Ленин виновен в том, что сегодня аборты стали столь распространенным явлением.
Более того, пятью годами ранее, в 2010-м, Смирнов выразил поддержку неизвестным преступникам, которые попытались взорвать памятник Ленину в городе Пушкине. Подобная выходка священника даже стала поводом для обращения в прокуратуру, однако никакой реакции от официальной власти не последовало.
Дмитрий Смирнов на радиоВ том же 2015 году Смирнов доказал, что может не только рассуждать и осуждать, но и силой отстаивать интересы церкви, как таковые ему видятся. 4 июля священник собрал группу верующих, которые в прямом смысле ворвались на концерт по случаю 20-летия радио «Серебряный дождь» и выключили аппаратуру, сорвав тем самым торжественный концерт. Столь решительные действия христиан, как выяснилось позже, стали ответной реакцией на музыку, якобы мешавшую совершать молитвы.
Подобное действие вызвало шквал осуждения как со стороны представителей церкви, так и из уст мирских журналистов. В частности, эта хулиганская акция сравнивалась с действиями скандально известной группы “Pussy Riot”. Кроме того, руководство радиостанции выразило сомнения, что музыка из закрытого помещения могла быть слышна в храме, расположенном на расстоянии километра, да еще и через лесной массив.
Личная жизнь
Личная жизнь Дмитрия Смирнова сложилась счастливо. Протоиерей женат. Дочь Дмитрия Николаевича, Мария Смирнова, пошла по стопам отца и посвятила жизнь христианству. Верующая девушка работает учителем в одном из детдомов. Интересно, что родной брат Дмитрия Смирнова, Иван, также яркая личность. Однако мужчина выбрал другой путь служения: служение искусству. Иван Смирнов — популярный джазмен, композитор и гитарист.
Дмитрий Смирнов сейчас
Помимо занятости на телевидении и написания блога, Дмитрий Смирнов выпускает книги. Сейчас имя и фото священника украшают семь печатных изданий с избранными проповедями и беседами, однако почитатели Дмитрия Николаевича с нетерпением ожидают новых трудов батюшки.
Дмитрий Смирнов в 2017 годуВ 2017 году священник продолжает пополнять коллекцию проповедей и телепередач, в которых старается наставить неверующих на христианский путь, а верующим — помочь укрепиться в вере.
Проекты
- «Беседы с батюшкой»
- «Благовещение»
- «Диалог под часами»
- «Русский час»
24smi.org
Любовь измеряется в литрах… крови / Православие.Ru
О настоящей любви и семье в современном российском обществе мы беседуем с председателем Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства протоиереем Димитрием Смирновым, который посетил Саратов в рамках Дней памяти архиепископа Пимена (Хмелевского).
— Отец Димитрий, Ваш прадед, протоиерей Василий Смирнов, прославлен Церковью в лике святых как священномученик. Это оказало влияние на Вашу жизнь, Ваше воспитание, выбор жизненного пути?
— Конечно оказало, но тайным образом. В семье об этом не говорили, по крайней мере детям, — боялись; ведь кто-то из нас мог случайно что-то рассказать в школе или детском саду. Только учась в семинарии, я узнал, что в нашем роду были священники, стал разыскивать информацию, восстанавливать утраченные связи с родственниками. По Промыслу Божиему так случилось, что первый храм, в который я попал служить, был тот самый, где мои предки служили часть XVIII и весь XIX век. Я не знал об этом, а потом младшая дочь священномученика Василия, Нина Васильевна, мне рассказала.
— Мне кажется, когда человек узнает, что у него такие предки, это должно изменить его и миро-, и самоощущение…
— Понимаете, такие предки — у многих русских людей. Большевики уничтожали наш народ целыми сословиями. Был самый настоящий геноцид, поэтому практически нет такой семьи, которую бы это не затронуло. И случай в нашем роду не уникален, просто в отношении духовенства сохранилось много документов. В ближайшем окружении моих родственников — около 20 мучеников. В некоторых храмах, где я сейчас являюсь настоятелем (отец Димитрий в настоящий момент возглавляет восемь приходов. — И. С.), как выяснилось, тоже служили мои родственники, отдавшие жизнь за Христа.
В вере нас не воспитывали, хотя помню, как бабушка водила ко Причастию. В 15 лет я сам пошел в церковь и остался навсегда — почувствовал себя как дома. Батюшки на меня глядели так, будто я их племянник. И до сих пор я ощущаю себя в любом храме, куда бы ни зашел, точно так же. Наверное, это в генах осталось. Жена у меня тоже оказалась из священнического рода. Мы проследили: наши с ней предки вместе служили в Костромской духовной семинарии.
— А чем сейчас занимается Ваша матушка и дети?
— Матушка всю жизнь занималась искусствоведением. А когда мы на приходе открыли гимназию, то она стала преподавать историю. Сейчас она на пенсии и блаженствует: посещает концерты, выставки. У меня одна дочка и еще 50 сирот, которые тоже мне родные. Дочь преподает в МГУ немецкий язык, немецкую историю и литературу. Ежегодно ездит в один из немецких университетов, занимается исследовательскими трудами. А еще она главный воспитатель в одном из моих детских домов (отец Димитрий основал три детских дома — при храме во имя Митрофана Воронежского на Хуторской в Москве, при храме в Можайском районе и при Синодальном отделе по взаимодействию с Вооруженными силами. — И. С.), помогает мне с младшими детьми. Остальные мои дети — ребята из трех детских домов: два из них рассчитаны на 20 человек и один — на 10.
— Отец Димитрий, сегодня, на мой взгляд, мы близки к тому, что распад в разных его проявлениях станет нормой: дети остаются без родителей, разрушается институт семьи. И часто люди, говоря о проблеме разводов, вспоминают стародавние времена, когда в брак вступали по выбору родителей — взрослым-то виднее, что лучше для их чада. Но вот насколько те семьи были счастливыми, насколько получалось у супругов хранить верность друг другу, нам доподлинно неизвестно. Не кажется ли Вам, что эти рассуждения несколько поверхностны, построены на мифологизации и идеализации прошлого?
— Безусловно, в значительной степени все люди склонны и мифологизировать, и идеализировать прошлое. Но есть неумолимые вещи, например статистика. По статистике, сто лет назад разводы были только в высших слоях общества и только с разрешения императора — настолько редчайшая это была вещь. Сейчас два, три, четыре или даже пять браков — не предел.
— Да, но сто лет назад само общество совершенно по-другому относилось к расторжению брака, и еще неизвестно, сколько бы сегодня таких браков «по благословению» сохранилось. Да что далеко ходить: стоит только взглянуть на лучшие произведения русской классической литературы…
— Я только знаю, что у нас сейчас 40 миллионов женщин в стране несчастны, потому что у них нет семьи. И что половина наших детей — безотцовщина, тоже знаю. Знаю, что нашу безотцовщину некому воспитывать, поэтому парни не могут вырасти настоящими мужчинами. А соответственно, некому ни Родину защищать, ни в полиции служить, ни работать. Они могут только глотать разжеванное мамочкой. В церковь приходят женщины 70–80 лет со словами: «Мой ребенок то-то и то-то, что мне с ним делать?». Я отвечаю: «Первым делом — оторвать от груди». Ведь его даже женить нельзя, настолько он инфантилен. Это плоды современного воспитания.
— У меня есть опасения, что часть современной православной молодежи поддается «христианскому романтизму» и пытается реализовать в своей жизни идеал браков «по благословению». Но сегодня юноши и девушки уже совсем иные, они — дети нашего времени, как бы они ни были воцерковлены. Часто молодые люди приходят за таким благословением к неопытным священникам, и получается прямо противоположный результат. Верны ли мои опасения, и если да, то как предостеречь молодежь от ошибки?
— Тут дело даже не в опыте духовенства — просто нельзя в одну и ту же реку войти дважды. Мы живем в другую эпоху, у нас совсем другие реалии, совершенно другое воспитание. Задача по созданию семьи усложняется многократно. И конечно, для ее решения нужно исходить из условий современного общества. А если просто перенести то, что было сто лет назад, в наше время, мы потерпим полное фиаско. Чтобы предостеречь молодежь от таких ошибок, ее надо интеллектуально развивать. Это задача семьи, школы, духовенства. Святые отцы говорили, что нужно жить трезво. А романтизм — он против такого трезвения.
— Сегодня есть много людей, которые не хотят регистрировать свои отношения в ЗАГСе, но настоятельно требуют, чтобы их повенчали в Церкви. Почему так происходит? Не связано ли это с тем, что подспудно эти люди не воспринимают венчание как серьезный социальный акт, который налагает на них определенную ответственность?
— Да пусть они хоть «обтребуются», мы не будем их венчать. Именно потому, что эти люди неправильно понимают, что такое венчание и брак вообще. Если бы такая пара пришла ко мне, я бы спросил: «А зачем вам это надо?». Я ведь могу их и отпеть, а они этого даже не почувствуют. Будут стоять в красивых одеждах, глазами хлопать, ничего не понимая.
— Вы считаете, что те, кто не живет по законам церковной жизни, вообще не имеют права венчаться?
— Не имеют права венчаться, пока не станут членами Церкви. Потому что те, кто живет в так называемом гражданском браке, от Церкви отлучены, как же мы будем отлученных венчать? Это нонсенс. Пусть избавляются от своего греха, воцерковляются. Или придут два однополых и скажут: «Мы хотим венчаться», и что? Нам их венчать?
Вот Вы употребили выражение «институт семьи», но такого института нет. Брак есть Таинство и создание Божие, а не институт. Книжная палата, Совет министров, армия, прокуратура, Союз писателей, ВГТРК — это всё институты. Это специально внедряется, ведь любую институцию можно изменить. Но семья не может стать ничем другим. Она может быть счастливой, несчастной, будет устроена по-христиански, по-исламски, по-иудейски, по-язычески. Союзы могут быть и внерелигиозными, но тогда они временны. На чем они строятся? Она мне понравилась, и я хочу ею обладать. Потом я увидел еще лучше, еще краше, еще богаче, и все; сказал «Адьё!» — и ушел к другой. Как солдат в сказке Андерсена: высыпаю медь — насыпаю серебро.
— Вы считаете, если союз мужчины и женщины не наполнен религиозным, духовным содержанием, то он обречен на распад?
— Как правило. Исключения редки. Брак с точки зрения христианства — высшее развитие отношений между мужчиной и женщиной, потому что он строится по принципу домашней церкви. А сегодня у нас семьи не существует, все разрушено, весь понятийный аппарат. Молодые вступают в брак и не знают ни его задач, ни путей их реализации — у них нет цели. Поэтому все и разваливается. «Мы любим друг друга и хотим идти вместе по жизни» — а куда идти, если в конце смерть?!
На самом деле, люди любить не умеют, у них извращенное понятие о любви. А любовь измеряется в литрах. Вот есть женщина, за которую я готов отдать 3–4 литра крови. Это похвально. А если я готов отдать 5 литров крови (то есть всю), то это — любовь. Отдать в любой момент, если ей требуется, если она этого хочет. Все остальное — не любовь, а желание женщину иметь для себя, как болонку, как двухэтажный домик с мезонинчиком, мотоцикл «Харлей».
— Но ведь не все так живут. Может быть, люди еще не пришли в Церковь, может, они заблуждаются, но их мотивация не в материальном…
— Я слышал от одной женщины, что жена — это визитная карточка мужчины. То есть женщина приравнивается к кусочку бумажки. Люди заблуждаются: принимают за любовь — влюбленность, погоню за модой. «Все подруги вышли замуж, а я нет» — и девушка начинает себя накручивать, думает, что влюбилась. А любовь — это когда ты за человека согласен умереть. Как Христос умер за людей, так и муж должен быть готов умереть за жену.
— И много таких мужей?
— Конечно нет. Богатый всегда может обеднеть, вот и русский народ оскудел. Но все-таки мы встречаем поразительные примеры настоящей жертвенной любви.
— А что можно предложить современному обществу, в том числе нецерковной его части, чтобы остановить процесс разрушения семьи?
— Просвещение. То, что я пришел к вам разговаривать, — мой вклад в просвещение. Может, кто-то задумается о моих словах и услышит правду в них. Ведь то, что предлагает телевизор, делает людей несчастными. Задача христиан и Церкви — постоянно просвещать — от слова «свет», и этот свет — Христов.
Полная версия беседы.
Фото Юлии Ракиной
Газета «Православная вера» № 23 (499)
Беседовала Инна Стромилова
pravoslavie.ru
НЕ ЗНАЯ ПРОШЛОГО, НЕЛЬЗЯ ЛЮБИТЬ НАСТОЯЩЕЕ, ДУМАТЬ О БУДУЩЕМ
16 февраля в нашем храме состоялась беседа с кандидатом филологических наук Марией Дмитриевной Смирновой о новомучениках Андреевской земли. Мария Смирнова является дочерью знаменитого священника и проповедника протоиерея Димитрия Смирнова и принадлежит к роду потомственных священников, в числе которых есть и святые, прославленные Церковью. Именно благодаря Марии Дмитриевне на протяжении нескольких номеров мы публиковали в приходском Вестнике Спасского храма исторические материалы о Знаменском храме и судьбе андреевской земли.
Мария Дмитриевна занимается историей своей семьи, разыскивает материалы о священнослужителях рода Смирновых. За многие годы ей удалось собрать обширный материал, который оказался ценен не только для ее семьи, но и для многих людей, чья история жизни связана с Андреевкой. Поэтому слушатели жадно впитывали и записывали слова лектора.
Кроме всего прочего Мария Дмитриевна обнаружила связи, которые соединяют историю Андреевской земли с судьбой России; поведала об именитых священниках прошлых лет и современности, чьи судьбы порой тесно переплетаются, а также о том, как они связаны со Знаменским храмом и нашей землей.
Мы надеемся, что с Божьей помощью исторические данные о здешних местах мы будем публиковать в нашем приходском Вестнике и впредь, особенно теперь, с приездом Марии Дмитриевны, которая поделилась новыми данными своих исследований и повысила интерес прихожан к этой теме.
Двухчасовая лекция получилась замечательной и пролетела на одном дыхании, за что мы благодарим Марию Дмитриевну и надеемся на новые встречи.
spas-andreevka.ru