Исследовательская работа «Кощей Бессмертный»
Исследовательская работа
Кощей
Бессмертный
Номинация: «Литература и фольклор»
Исследование провели учащиеся 1 класса:
Проминский Валерий, Кодяева Валерия,
Уварова Ангелина, Волкова Ксения.
Руководители:
Новикова Н.В.,
учитель начальных классов,
Введение
Всем нам прекрасно известен с самого раннего детства такой персонаж русских народных сказок, как Кощей Бессмертный. Что он собой представляет? Ответ приходит сам собой: это злобный властитель, любящий золото и ворующий красивых девушек. А так ли это? Не может ли быть Кощей добрым? Может зря мы на него наговариваем?
В сказках, как и вообще в любой литературе, продумана каждая мелочь, и не одна деталь не может быть в них без уважительной причины.
Актуальность работы заключается в том, что русские народные сказки содержат глубинный смысл и нужно много поработать и хорошо подумать, сопоставляя массу фактов, чтобы дать ответ на вопрос: каков же характер Кощея Бессмертного и что этот персонаж привнес в русский фольклор.
Так зачем же в наших любимых русских народных сказках есть Кощей Бессмертный? Этот вопрос заинтересовал нас, и мы решили исследовать сказки, в которых присутствует этот персонаж.
Исследовательская работа ставит следующую цель: познакомиться с историей образа Кощея Бессмертного; выяснить, какую роль в сказке он играет; проанализировать народные сказки, в которых есть данное действующее лицо; составить их классификацию в соответствии с типом исследуемого образа.
В процессе исследования были оставлены следующие задачи:
1) глубже изучить народные сказки;
2) познакомиться с историей образа Кощея Бессмертного;
3) выявить особенности данного персонажа и классифицировать сказки по типу Кощея Бессмертного;
4) составить презентацию «Кощей Бессмертный в русских народных сказках» для использования на внеклассных занятиях по литературному чтению.
Объектом исследования являются русские народные сказки, в которых одно из действующих лиц Кощей Бессмертный; предметом исследования – роль Кощея Бессмертного в русских народных сказках.
Гипотеза: Кощей Бессмертный – отрицательный персонаж в русских народных сказках.
В ходе выполнения исследования использованы такие методы, как изучение сказок, знакомство со справочниками, анализ собранного материала, систематизация и классификация сказок в соответствии с типом исследуемого образа, составление презентации.
Происхождение образа Кощея Бессмертного
Кощей Бессмертный — один из наиболее ярких сказочных персонажей, производящий неизгладимое впечатление на слушателя, особенно в детской аудитории. Сюжеты, в которых присутствует этот образ, всегда заставляют сопереживать главному герою — Ивану-царевичу, беспокоиться за его судьбу, так как его противник силен, могуществен и, как кажется, неуязвим. Кроме того, с обыденной точки зрения образ Кощея в сказках воспринимается как однозначно отрицательный. С позиции же носителя мифологического сознания это определение следовало бы поставить в кавычки. Собственно, образ Кощея Бессмертного — это один из вариантов образа противника героя, без которого не могло бы состояться испытание, переводящее героя в новый этап его сказочного бытия. Образ Кощея, как и Бабы-Яги, имеет мифологическую основу, восходящую к глубокой древности.
Немало хлопот и забот приносит сказочным героям их вечный недруг Кощей Бессмертный. Стоит лишь влюбиться царевичу в девицу-красавицу, задуматься о женитьбе, как злобный и коварный Кощей прямо из-под венца крадет суженую, уносит ее за тридевять земель, в неведомые страны. И вынужден юноша свершать невиданные подвиги, чтобы освободить, вернуть себе любимую.
Кто же он такой, этот зловредный, вездесущий старик, отчего никак не может угомониться?
Портрет
Внешний облик Кощея в сказках довольно нечеткий.
Один из наиболее часто упоминаемых признаков — возрастной. Кощей Бессмертный изображается как старый, «седой старик», «дряхлый человек».
Во многих сказках Кощей Бессмертный не ходит, не ездит, а летает, подобно птице или вихрю, чем напоминает Змея Горыныча. Полет Кощея вызывает бурные изменения в состоянии природы: «Вдруг гром гремит, град идет, Кощей Бессмертный летит».
Кощей Бессмертный наделяется в сказках огромной силой. От одного его дыхания герои-богатыри «как комары летят». Кощей способен поднимать меч «в пятьсот пудов», биться с героем целый день и побеждать.
О мифологической природе Кощея свидетельствует то, что он, вися на волоске, горя в огне или кипя в котле, не умирает: ведь он бессмертный. Изнемогая от голода и жажды, Кощей лишь теряет свою необыкновенную силу. Правда, она возвращается к нему, стоит лишь ему напиться воды.
Тайна имени
Мы до сих пор не знаем точное происхождения имени «Кощей».Самая распространённая версия – имя «Кощей» происходит от слова «кость» и означает худосочного человека – сегодня не в моде в среде лингвистов. Современные исследователи русского фольклора больше склоняются видеть корни злодея либо нижнелужицком koльtlar( заклинатель), либо в древне – русском «касть»( мерзость, гадость и прочее).
Там, где живёт Кощей, не растут деревья, не поют птицы, не плодородит земля, не пускает свои благодатные лучи солнце. В кощеевом царстве всегда полумрак. Всё выжжено, высушено, заморожено. Что это напоминает? Ну, конечно, зиму, лютые морозы, которые сковывают реки и могут умертвить всё живое. Справедливо заметить, что под Кощеем Бессмертным мог быть спрятан древний бог смерти от холода. И такой был. Это Карачун — злой дух, сокращающий жизнь, приносящий смерть от холода. Этим же словом называется зимний солнцеворот. Карачун — подземный бог, повелевающий морозами. Его помощники: медведи-шатуны, оборачивающиеся буранами, и волки-метели.
На то, что Кощей связан с холодом, указывают и следующие факты, почерпнутые из сказок. На пути к царству Кощееву сначала путнику попадается бурый медведь — властелин лесов. Вслед за ним птицы, в частности перелётные, например, утка, которую можно увидеть в северной тундре в период летнего гнездования. Далее встречается рыба. Щука, но, возможно, это более поздняя замена, а ранее была какая-нибудь рыба из северных морей, например, белуха. Таким образом, путь идёт с юга на север. И именно на севере в своих страшных и холодных чертогах живёт Кощей Бессмертный. Кто такой Кощей?
Как ни странно до сих пор учёные не пришли к однозначному выводу. Одни видят в Кощее славянского бога смерти от холода Карачуна , другие – русскую версию германского бога Одина,третьи – просто волхва с большими магическими способностями. Многие современные фольклористы вообще призывают реабилитировать Кощея, заявляя, что он никакой не злодей, а некая ролевая модель участника мистерии посвящения молодой девушки, которую выполняет отец посвящаемой.
На восприятие Кощея Бессмертного как представителя «иного» мира, мира смерти, указывают характеристики его местопребывания. Царство Кощея находится очень далеко: герою приходится отправляться в «прикрай свету, в самый конец» его. Туда из всех путей ведет самый длинный, сложный и опасный: герой изнашивает железные сапоги, железный сюртук и железную шляпу, съедает три железных хлеба; ему приходится преодолевать многочисленные препятствия, обращаться к помощникам за советом и подмогой, вступать в борьбу с коварным противником и даже погибать и воскресать. Жилище Кощея Бессмертного изображается в сказке как дворец, замок, большой дом, «фа-терка — золотые окна». Здесь находятся несметные богатства — золото, серебро, скатный жемчуг, которые герой после победы над противником забирает из его царства. По мнению исследователей, золотая окраска предметов в мифопоэтическом сознании воспринимается как признак потустороннего мира. То же касается и образа стеклянных гор, где, согласно некоторым текстам сказок, расположен дворец Кощея Бессмертного.
Принадлежность Кощея к «иному» миру прослеживается в черте, сближающей его с образом Бабы-Яги. Как и Баба-Яга, он обнаруживает присутствие человека в своем доме по запаху, и для описания этого момента сказочники используют одни и те же формулы: «Фу-фу-фу, что-то в горнице русским духом пахнет» — или: «Фу-фу! Русской коски слыхом не слыхать, видом не видать, а русская коска сама на двор пришла». Как и в случае с Бабой-Ягой, свойственное русской сказке выражение «русская коска» означает человека вообще как представителя чужого эпического племени.
Основные типы Кощея в волшебных сказках
Кощею Бессмертному в сказках приписывается необыкновенное обжорство, которое, вероятно, способствует поддержанию его силы. Он, например, съедает обед, приготовленный на трех героев-богатырей, разом может выпить ведро и даже бочку воды или вина, съесть полбыка. Непомерная прожорливость сближает его образ с мифологическими представлениями о смерти, сущность которой характеризуется постоянным чувством голода.
Как сказочный персонаж, принадлежащий «иному» миру, Кощей Бессмертный является владельцем не только несметных богатств, но и чудесных вещей. Так, у него есть волшебный меч Сам-самосек, есть и необыкновенный конь. Конь Кощея Бессмертного наделен разными фантастическими способностями. Он является вещим: трижды предупреждает своего хозяина о том, что его пленницу увез Иван-царевич. Другая способность коня — невообразимая скорость
В одном из вариантов сказки Кощей, обращаясь к герою за помощью, говорит: «Если, молодец, ты меня спустишь с доски, я тебе два века ешо прибавлю!» Освободившись из заточения, Кощей соблюдает свое обещание до тех пор, пока герой в третий раз не пытается освободить от него свою жену или невесту.
Главной же особенностью Кощея Бессмертного, отличающей его от других сказочных персонажей, является то, что его смерть(душа, сила) материализована в виде предмета и существует отдельно от него.
Преступления Кощея
В русских сказках Кощей предстаёт весьма способным колдуном. Причём весьма изощрённым в своих магических решениях. Так, Ивана Царевича в сказке «Елена Прекрасная» он превращает в орех, царевну из «Царевны – лягушки» он «наряжает» в кожу земноводного, а в сказке «Иван Соснович» он расправляется с целым царством, превращая его в камень. Сам, злодей предпочитаетоборачиваться вороном.
Как правило, все активности Кощея строятся вокруг молодых девушек. Кощей использует в завоевании их любви одну и ту же тактику: сначала он эффективно похищает девушку, затем старается добиться взаимности, а, не добившись, превращает сказочных красавиц в лягушек или змей.
Демон зимы в народных сказаниях нередко предстает в образе старого, костлявого, безобразного колдуна. А кому старость да отвратительная внешность в радость? Никому. Вот и тянется он к молодости и красоте, мечтая позаимствовать у нее жизненных соков и сил, чтобы и дальше творить свои неправедные дела. Оттого так часто его жертвой становится девица-краса.
Краса, красота — неотъемлемое качество славянской богини любви и весны Лады. Вот ее-то и старается Кощей пленить, извести, заморозить полное любви и тепла ее сердце, покрыть сединой инея золотые, как солнечные лучи, волосы. Одним словом, присвоить себе, заточить в неприступном тереме. Спрятать от людских глаз живительную силу, способную преобразить землю, расцветить ее зеленью, цветами. А герой-царевич, отправляющийся на бой с чудищем, подобен богу — громовику. В трудном пути помогают юноше все силы природы. Его победа — это победа над смертью, над вечным мраком и холодом. Так что сказка ложь, да в ней — намек…
Кощей Галантный
Правда, был случай, когда Кощею дама ответила взаимностью. В былине «Об Иване Годоновиче» Бессмертный с экзотическим отчеством Трипетович предстаёт галантным, куртуазным кавалером, сватаясь к черниговской княжне Марье Дмитриевиче. Его соперником выступает вероломный Иван Годинович, который похищает невесту Кощея и увозит в чисто поле. Нагнав похитителя, Кощей Трипетович вновь просит прекрасную Марью стать его законной супругой. И она соглашается. Затем прилетает ворон и начинает каркать влюблённым, что быть Марье Дмитриевне не Кощеевой женой, а супругой Ивана Годиновича. В порыве праведного гнева Бессмертный Ромео стреляет в ворона, но стрела изменяет траекторию и убивает самого Кощея. Несчастная Марья Прекрасная решает покончить с Иваном, но тот с ловкостью вырывает у неё саблю и четвертует девушку. Так трагично закончился единственный роман Кощея.
Как убить Кощея
Бессмертен ли Кощей Бессмертный? Очень бы ему хотелось насовсем заковать землю в ледяной панцирь и властвовать над снежными тучами, навсегда скрывшими животворное солнце, не способными принести теплые весенние дожди.
Ревниво охраняет Кощей неправедно обретенное им богатство. Не зря иссохших от скупости скряг называют на Руси Кощеями.
Но в сказке Кощею в конце концов приходит смерть. Тем или иным путем герой узнает его тайну.
В одной из сказок Кощей разоткровенничался: « Моя смерть далече: на море на океане есть остров, на том острове дуб стоит, под дубом сундук зарыт, в сундуке – заяц, в зайце- утка ,в утке – яйцо , а в яйце – смерть моя». Многие учёные увидели в этой «матрёшки» модель вселенной: вода (море — океан), земля (остров), растения (дуб), животные (заяц), птицы (утка), а дуб – «мировое древо». Иными словами покончить с Кощеем можно, уничтожив миропорядок.
Возвращаясь к образу Кощея Бессмертного, надо отметить, что существуют сюжеты, в которых его смерть наступает от удара копытом волшебного коня, специально добываемого героем.
Так находит свою погибель демон зимы, чуявший и ненавидевший «русский дух». И вновь торжествуют любовь и весна. Находят счастье не только жених и невеста — все звери, птицы, растения. Так что вовсе не бессмертен мифологический злой дух Кощей.
Некоторые старцы Северной Руси трактовали Кощея как падшего Адама, а Ивана Царевича как «новозаветного человека».
В других предположениях «народного Православия» Кощей символизировал греховное тело, похищенная им девушка — человеческую душу, а Иван Царевич – дух. Смерть Кощея трактовалась этими подвижниками, как очищение души от грехов. Правда, современные фольклористы считают эти трактовки антинаучными.
Какова же роль Кощея Бессмертного в сказке?
Из текстов известно, что его обычные занятия заключаются в том, что он летает по Руси, «ходит на войну», уезжает «на добычу» или на охоту, «шатается по вольному свету». В рамках же развития сюжета сказки Кощей выступает как грозный противник главного героя. Конфликт между ними всегда возникает из-за героини-невесты: Кощей является похитителем невесты героя. Иногда в сказке нет никакой мотивировки похищения. Чаще же попадание героини под власть Кощея связывается с нарушением со стороны главного героя какого-либо запрета. Это, например, нарушение требования жены (или невесты) мужу (или жениху) заходить в одно из помещений дома: подвал или кладовую. Несоблюдение этого запрета приводит к тому, что из закрытого помещения освобождается Кощей, насильно захватывает героиню и уносит в свое царство: «Старик ударился об землю, поддел Елену Прекрасную из саду и увез». Нередко также встречается запрет на сжигание до истечения определенного срока кожи заколдованной или проклятой царевны-лягушки.
Кощей Бессмертный — не единственный персонаж, похищающий девушек-невест и женщин. К этому разряду сказочных образов относятся также Змей, птицы типа Ворона Вороновича, медведь и подобные персонажи.
Мы провели анкетирование учащихся. В анкетировании приняли участие 40 учеников 1-4 классов. Был задан вопрос: «Кощей Бессмертный в русских народных сказках положительный герой или отрицательный?» Ответы были следующими. 86 % считают, что этот герой символизирует зло; 14 %, полагают, что в одних сказках он бывает добрым, а в других злым.
Кощей Бессмертный – один из самых распространенных сказочных героев сложился потому, что это очень колоритный, яркий, запоминающийся образ русского фольклора. Много ли русских народных сказок, в которых есть такой персонаж, как Кощей Бессмертный? Из 20 проанализированных сказок в шестнадцати Кощей Бессмертный выступает в роли похитителя, в 2 – помощника, в 20 – воитель, и в 20 – колдун.
Таким образом, расхожее мнение о злом Кощее Бессмертном не столь ошибочно, и это доказано в ходе исследовательской работы. Сказочный Кощей Бессмертный – это чаще всего отрицательный герой, но может быть и советчиком и дарителем1, образ которого складывается из разных деталей.
Так в сказках «Сказка о молодильных яблоках и живой воде», «Марья Моревна» он предстаёт справедливым властителем, соблюдающим договор, в отличии от положительного героя Ивана-царевича.
А что такое бессмертие?
Благо это или наказание? Возможно, в древности существовал ритуал обретения бессмертия. Во всяком случае, археологами при раскопках могилы основателя города Чернигова, князя Чёрного, была найдена изображённая в сказках сцена: игла — в яйце, яйцо — в утке, утка — в зайце, заяц — в заветном ларце. Ритуал обретения бессмертия забыт, но сохранился его символ — цветы бессмертники. Шероховатые и сухие на ощупь, желтоватые, красноватые. Растут они в земле или сорванные поставлены в стакан с водой — разницы особой нет. Они могут и без воды стоять и не меняют своей окраски. Жизнь в них вроде и есть, и вроде и нет. Предпочитают сажать такие цветы на могилках. Объяснение такое: эти цветы между живыми и мёртвыми, как граница. Мы дотрагиваемся до них в этом мире, а умершие — в том.
Может и бессмертие Кощея такое? Жизнь не в жизнь, а смерть недостижима. И он застрял между двумя мирами и остаётся так до тех пор, пока Иван-царевич не избавит его от такой вечной муки, потому как Кощей всё же существо больше того, потустороннего, мира. Запах живого человека он сразу чувствует с отвратительностью. Развитие образа в современной литературе
Заключение.
Образ Кощеянастолько полюбился читателям, что шагнул из русских народных сказок в современную литературу и кинематограф.
Первые стихи, посвященные Кощею, принадлежат А. С.Пушкину в «Руслане и Людмиле»:
Там царь Кощей над златом чахнет,
Там русский дух,
Там Русью пахнет.
Изменились времена – изменилась и древний сказочный герой. Характер помягче стал, он уже не делает гадостей и все больше становится похожим на доброгодядюшку, чем на злого правителя.
Мы выяснили:
Кощей Бессмертный – вымышленный сказочный персонаж, его прообразом является богсмерти и холод;
по мнению учёных, Кощей Бессмертный в древности была либо чернокнижником, либо богом, властвующем в подземном мире;
имя «Кощей» происходит от слова «кость» и означает худосочного человека
в сказках он предстает в образе безобразного старика, живущего во дворце среди золота, куда обязательно попадает главный герой;
по мнению юных читателей, Кощей Бессмертный – персонаж отрицательный;
волшебная сказка знает несколько образов бабы Кощея Бессмертного: Кощей Бессмертный –даритель, Кощей Бессмертный-воительница, Кощей Бессмертный-похититель;
из 20 проанализированных сказок в 2Кощей Бессмертный выступает в роли дарителя,, в 20 – воитель, и в 20 – похититель;
расхожее мнение о зломКощее Бессмертном частично ошибочно, и это доказано в ходе исследовательской работы. СказочныйКощей Бессмертный – это чаще всего герой противопоставленный добру, необходимый для равновесия в мироздании и предающий сказке особый калорит;
образ Кощея Бессмертного настолько колоритен, что к его интерпретации обращается множество зарубежных и российских писателей, кинематографов, художников, скульпторов и других деятелей искусства.
Таким образом, гипотеза, что Кощей Бессмертный – отрицательный персонаж в русских народных сказках, подтвердилась. Но теперь мы точно знаем, что лишь благодаря ему главный герой становится настоящим героем. Нужно всегда очень внимательно относиться к чтению любого художественного произведения, так как только вдумчивое чтение позволит сделать какие-нибудь новые открытия.
Приложение № 1
Результаты анкетирования учащихся
«Кощей Бессмертный в русских народных сказках положительный герой или отрицательный?»
Герой символизирует зло
В одних сказках он бывает добрым, а в других злым
86%
14%
Приложение № 2
Классификация сказок по типам Кощея Бессмертного
Кощей Бессмертный держит слово
Кощей Бессмертный -воитель
Кощей Бессмертный -похититель
Кощей Бессмертный — злодей
Кощей Бессмертный — колдун
«Василиса Прекрасная»
+
+
+
+
«Марья Моревна»
+
+
+
+
«Сказка о молодильных яблоках и живой воде»
+
—
—
—
«Книга мастеров»
—
—
—
—
«Иван Годинович»
+
—
—
—
«После дождичка в четверг»
—
+
+
+
«Огонь, вода и медные трубы»
—
+
+
+
Список использованной литературы:
1. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка/ Сост. Шахматова Н. В. С.-Петербург: ИД «Весь», 2004, – 1678 с.
4. Кузнецов А. Н. Из времен незапамятных. – М.: Оникс, 2005, – 325с.
5. Максимов С. В. Нечистая, неведомая и крестная сила. – М.: Русское слово, 1995, – 568 с.
6. Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. – С.-Петербург: Лабиринт, 1996, – 336 с.
7. Русские народные сказки. Составитель Аникин В. П. – М.: Пресса, 1992, – 560 с.
Видеотека:
«Книга мастеров»;
«Огонь, вода и медные трубы»;
«Кощей бессмертный»;
«После дождичка в четверг»
«Новогодние приключения Маши и Вити».
1 Художественный фильм-сказка «Книга Мастеров»
www.metod-kopilka.ru
Кощей Бессмертный — презентация, доклад, проект
Обратная связь
Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать её на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: [email protected]
Мы в социальных сетях
Социальные сети давно стали неотъемлемой частью нашей жизни. Мы узнаем из них новости, общаемся с друзьями, участвуем в интерактивных клубах по интересам
ВКонтакте >
Что такое Myslide.ru?
Myslide.ru — это сайт презентаций, докладов, проектов в формате PowerPoint. Мы помогаем учителям, школьникам, студентам, преподавателям хранить и обмениваться своими учебными материалами с другими пользователями.
Для правообладателей >
myslide.ru
Кто ты, Кощей Бессмертный Исследовательская работа
Автор:
Харланов Михаил 2В класс МОУ «Янинская СОШ»
Подписи к слайдам:
ЗАО «ТРЕСТ»
по указанию
«Кто ты, Кощей Бессмертный?»
МОУ «Янинская СОШ»
Исследовательская работа
на тему:
выполнил: Харланов Михаилученик 2 В класса
ВведениеСказки любят все. В них много чудесного:звери и птицы говорят на человеческом языке, герои наделены сверхъестественной силой, мёртвые оживают, тёмные силы вредят людям,но Добро всегда побеждает Зло. В русских народных сказках много жителей. Меня заинтересовал образ Кощея Бессмертного. Конечно, это отрицательный персонаж, но он самый могущественный из всех колдунов, к тому же-бессмертный. Откуда пришёл он в сказку? Имеет ли родственников? Где живёт? За ответами на все эти вопросы давайте отправимся в далёкое прошлое и в сказку.
Значение имени В древнерусском языке существовало немало слов, созвучных с именем Кощея. Вот они. « Кошт» — кость. «Костить» — ругаться, кричать. «Костенеть» – замерзать, затвердевать. « Кош» – это и кошелёк ,и богач, и хозяин. «Кощевать»,что означает колдовать. «Касть», или «капость», что значит пакость, гадость.Вот сколько может рассказать имя о своём хозяине. Но продолжим наше путешествие, ведь впереди нас ждёт ещё много интересного.
Семья Кощея Была ли у Кощея семья? В русских народных сказках он одинок, у него нет ни родных, ни друзей. Но в сказку Кощей попал из славянских мифов, в которых есть очень интересные факты его биографии. Оказывается, Кощей – младший сын Чернобога.Его старшие братья – Горын и Вий. Была у Кощея и жена – Мара. Если хорошо поискать, то и в сказках можно найти родственников Кощея. Так, например, в сказке «Иван Быкович» у Кощея есть сын – Чудо-Юдо и жена — змеиха-ведьма. А в одном из вариантов сказки «Царевна-лягушка» у него есть дочь. Не удивляйтесь, но это Василиса Прекрасная.
Внешность Кощея Чаще всего в сказках Кощей Бессмертный изображается в виде худого, высокого ,очень крепкого старика с горящими глазами, с длинными волосами(или без них),с бородой, с кожей серого цвета.Кощей Бессмертный не любит менять свой облик, хотя, как колдун, мог бы являться и молодым красавцем, но предпочитает оставаться стариком. Изредка он превращается в летучего змея или в ворона.
Сила Кощея В сказках Кощей Бессмертный наделён огромной силой. От одного его дыхания богатыри летают, как комары. Он может поднять меч в 500 пудов(это 8 тысяч килограммов), сражаться целый день и победить. Откуда он берёт такую силищу? Его сила – в воде. Чтобы не ослабеть, он должен выпивать в день по несколько вёдер.
Где живёт Кощей? В сказках существует два мира: мир живых и «иной» — мир мёртвых. На границе миров стоит избушка Бабы-яги, а дальше — страшный лес, за которым начинается Тридесятое царство, владения Кощея Бессмертного. В одних сказках Кощей живёт на самом краю света, на вершине горы, в мрачном замке. В других- в подземном царстве, во дворце из драгоценного красного граната. В Тверской области, в городе Старица, есть пещеры Кощея Бессмертного. Жители считают свой город родиной Кощея.
Сокровища Кощея Кощей Бессмертный очень богат. Кроме золота и драгоценностей, он обладает гуслями-самогудами, под музыку которых всё живое погружается в непробудный сон. Есть у него и волшебный меч-самосек, и говорящий конь, развивающий космическую скорость. Но главное, бесценное сокровище колдуна – это солнечные лучи, без которых в мире живых царят Зима, Холод и Тьма.
nsportal.ru
Проект-презентация на темуОбраз Кощея Бессмертного в русских народных сказках
Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
Проект- презентацию подготовил:Догуев Э.А. 2016 г.«Образ Кощея Бессмертного в русских народных сказках» Цель проекта: проанализировать сказки и определить роль Кощея Бессмертного Задачи:изучить сказки, где присутствует Кощей Бессмертныйпознакомиться с происхождением имени персонажаизучить его роль в сказке Гипотеза исследования:Образ Кощея Бессмертного – олицетворение зла в сказке Содержание 1. Сказки о Кощее 2. Происхождение слова «кощей» 3. Внешность Кощея Бессмертного в сказках 4. Заключение 5. Список литературы сказка «Кощей Бессмертный» В русской народной сказке «Кощей Бессмертный» сын идет искать свою мать, которую утащил Кощей. Нашел ее, конечно, и просит, чтобы мать выспросила у Кощея, где смерть его находится. На что Кощей ей отвечает: — У меня смерть,- говорит он,- в таком-то месте; там стоит дуб, под дубом ящик, в ящике заяц, в зайце утка, в утке яйцо, в яйце моя смерть. Тогда пошел Иван искать смерть Кощееву. По дороге не убил Волка, Ворона и Щуку. Они ему помогли добраться до дуба, поймать зайца, утку, и достать оброненное им в море яйцо. В то время прилетел Кощ Бессмертный и говорит: — Фу, фу! Русской коски слыхом не слыхать, видом не видать, а здесь Русью несет! — Что ты, Кош? У меня никого нет,- отвечала мать Ивана-царевича. Кош опять и говорит: — Я что-то не могу! А Иван-царевич пожимал яичко: Коша Бессмертного от того коробило. Наконец Иван-царевич вышел, кажет яйцо и говорит: — Вот, Кош Бессмертный, твоя смерть! Тот на коленки против него и говорит: — Не бей меня, Иван-царевич, станем жить дружно; нам весь мир будет покорен. Иван-царевич не обольстился его словами, раздавил яичко — и Кош Бессмертный умер». «… — Фу, фу! Русской коски слыхом не слыхать, видом не видать, а здесь Русью несет! — Что ты, Кош? У меня никого нет,- отвечала мать Ивана-царевича…» «…Тогда пошел Иван искать смерть Кощееву. По дороге не убил Волка, Ворона и Щуку. Они ему помогли добраться до дуба, поймать зайца, утку, и достать оброненное им в море яйцо…» «…А Иван-царевич пожимал яичко: Коша Бессмертного от того коробило. Наконец Иван-царевич вышел, кажет яйцо и говорит: — Вот, Кош Бессмертный, твоя смерть! Тот на коленки против него и говорит: — Не бей меня, Иван-царевич, станем жить дружно; нам весь мир будет покорен. Иван-царевич не обольстился его словами, раздавил яичко — и Кош Бессмертный умер….» сказка «Марья Моревна» «…глянул — а там висит Кощей Бессмертный, на двенадцати цепях прикован. Просит Кощей у Ивана-царевича: — Сжалься надо мной, дай мне напиться! Десять лет я здесь мучаюсь, не ел, не пил — совсем в горле пересохло! Царевич подал ему ведро воды, он выпил и еще запросил: — Мне одним ведром не залить жажды, дай еще! Царевич подал другое ведро; Кощей выпил и запросил третье, а как выпил третье ведро — взял свою прежнюю силу, т
Образ Кощея Бессмертного в сказках
Цель статьи:
Проанализировать образ Кощея Бессмертного в сказках и сделать вывод о его сущности.
Задачи нашей статьи:
* Узнать из дополнительной литературы о Кощее Бессмертном.
* Провести опрос по теме работы среди учащихся.
* Прочитать русские народные сказки, в которых действует Кощей Бессмертный.* Проанализировать образ Кощея Бессмертного и сделать выводы.
Объект исследования: Кощей Бессмертный.
Предмет исследования: русские народные сказки.
Гипотеза:
Предположим, что Кощей Бессмертный — это вымышленный персонаж русских народных сказок.
Методы исследования:
Размышления, чтение книг, опрос, анализ результатов.
Тип проекта: групповой.
Общая характеристика Кощея Бессмертного
Происхождение слова >
Слово > в XII веке означало раба, пленника. Это слово от тюркского košči >, которое образовано от koš > (в древнерусском > — стан, обоз; в украинском языке > означает стан, поселение, а > — старшина, начальник коша, а соответственно — и хранитель общей казны коша (отсюда и рассказы о богатстве Кощея). В белорусском языке > означало раскинуть стан).Кощей Бессмертный — мифологическое существо
Февраль — начало новой жизни. Високосный год считается неудачным годом. Именно в високосном году 29 февраля празднуется День Кощея.
Кощей, олицетворяющий Зиму, Холод, Смерть, крадет в лице молодых девушек — Красоту, чтобы Весна не пришла, чтобы установилась вечная мерзлота и мрак. Но находится добрый молодец — Иван-царевич, символ Солнечного Света и Теплого весеннего Грома с Дождем. С помощью сил природы (волшебных зверей) он побеждает Смерть, и Весна приходит на Землю.
В Энциклопедии «Мифы народов мира» сказано, что Кощей — это значит «пленник», «раб». Слово заимствовано из тюркского языка, и связано с рабством не самого Кощея, а девушек и юношей, которых он похищал. То есть, раньше, кащеями назывались пленники злого колдуна или божества.
В восточнославянской мифологии он злой чародей, смерть которого находится на конце иглы, а та игла в яйце.
Иногда Кощея называют Кошь (или Кош), что значит корзина, короб, судьба. Наши слова «кошелек», «кошелка», тоже являются ёмкостями для хранения чего-то (денег, которые очень влияют судьбу).
На средневековом русском языке кощей — тот, кто ведает лошадьми в дружине князя, кто ведёт запасную лошадь для князя (Словарь русского языка XI-ХII вв. )
Ближе всего к образу Кощея Бессмертного подходит определение, в котором говорится, что в слово «кощь» («кошть») — сухой, тощий, худой телом и, родственное со словом «кость».
До сих пор именем Кощея называют старых скряг, иссохших от скупости и дрожащих над затаенным сокровищем:
«Там Царь Кощей над златом чахнет. «
Тверская область — родина Кощея Бессмертного. Согласно легенде, сказочный персонаж обитал в Старицких пещерах. Там местный сапожник однажды повстречал чудище с горящими глазами. А старуха с клюкой, изображенная на гербе древнего города Старицы, есть та самая Баба-Яга, которая помогала Ивану Царевичу победить Кощея.
Памятник Кощею Бессмертному есть в Суздали.
Основные черты образа Кощея Бессмертного в русских народных сказках
Сначала мы решили провести опрос среди учащихся своих классов, так как нам стало интересно: что думают другие ученики о Кощее Бессмертном? Им было предложено ответить на следующие вопросы:
1. Кто такой Кощей Бессмертный?
2. Каким вы его себе представляете?
3. Где он живёт?
4. Чем занимается?
5. Как выглядит?
В опросе участвовало 43 ученика. Варианты их ответов мы записали в таблицу.
Результаты опроса учащихся
1. Кто такой Кощей Бессмертный?
Зловещий сказочный герой русских сказок, царь, колдун, сказочный персонаж, сказочный злодей, отрицательный герой русских народных сказок.
2. Каким вы его себе представляете?
Очень жадный старик, старый и некрасивый, страшный, безжалостный, злой, коварный, хитрый, жестокий, бессмертный, вредный, скупой, беспощадный, злобный старикашка.
3. Где он живёт?
В сказочном каменном дворце, в высоком замке, в тридевятом государстве, в замке на высокой скале, в тридесятом царстве, в пещере, в тёмном царстве, в подземелье, замок на горе, в сказках, в темном лесу в замке, далеко за горой, в каменном замке, в дремучем лесу.
4. Чем занимается?
Похищает чужих невест, колдовством, злом, промышляет похищением принцесс, пугает людей, плохими делами, совершает злодейство против людей, ворует людей, задумывает коварные действия, творит зло, всем вредит, чародейством, губит людей, устраивает гадости, сжигает деревни и забирает людей в плен, наводит страх, считает золото в сундуках, вредительством, обижает и ворует добрых людей, наводит ужас на людей.
5. Как выглядит?
Костлявый, чахлый, высокий, страшный, худой, тощий, старый, скверный, седой, лысый, с кривым носом, злой, в чёрной одежде, некрасивый, похож на скелет, смешной, лицо очень злое, высокий худой старик, хитрый, очень ужасно, с короной на голове.
Далее мы самостоятельно проанализировали образ Кощея Бессмертного. Для этого прочитали русские народные сказки, где говорилось о Кощее Бессмертном.
Результаты своего исследования по сказкам мы записали.
Образ Кощея Бессмертного в сказках
Название сказки
Место обитания Кощея Бессмертного
Внешний вид
Кощея Бессмертного
Волшебные вещи в сказке и другие чудеса
Животные, служащие Кощею Бессмертному
Положительный или отрицательный персонаж (Кощей Бессмертный)
Царевна-Лягушка
За тридевять зе-мель, в тридеся-том царстве, в подсолнечном государстве
Скелет, его ни стрелой, ни пулей не убьешь
Клубок, гриб, палочка, яйцо, игла
Заяц, утка, дракон
Отрицательный
Марья Моревна
За тридевять зе-мель, за тридесять морей, за далеки-ми лесами, в царс-тве темном, в ста-ром замке.
Высокий старик, скупой, злой, сильный и хитрый.
Мертвая и живая вода, огненная река, волшебный платочек. Сокол, орел, филин превраща-лись в добрых молодцев. Перс-тень такой, что если его вниз кам-нем повернуть, так через любую реку мост про-кладывается.
Волшебные кони.
Отрицательный
Иван Богатырь и Кощей Бессмертный
(Сказка об Иване-богатыре)
За тридевять зе-мель, в тридеся-том царстве есть каменная гора выше облаков.
Рос Иван — бога-тырь не по дням; а по часам; недю-жинная сила бо-гатырей; сам с но-готок, борода с локоток, сорок во-зов сена тянет; зо-лотой дворец, се-ребряный дворец, медный дворец; в каком месте яичко с руки на руку перебро сишь, в том месте дворец встанет; волшеб-ная вышивка; жи-вая и мёртвая во-да; ковер — само-лет.
Отрицательный
Кощей Бессмертный
На высокой горе в пещере.
Кощей Бессмертный представлял собой злой персонаж.
Перстень двенад-цати молодцев, волшебные воро-та, камень с над-писью.
Заяц и утка
Отрицательный.
Иван Соснович
В высоких горах, в темном замке
Парень из сосны; сила Ивана Сос-новича; человек гору поднимает; две бутылочки с живой водой и две бутылочки с мертвой.
Отрицательный.
Сила Кощея
Кощей связан со стихией воды:
* Вода придаёт Кощею сверхъестественную силу. Выпив три ведра воды, принесенные ему Иваном-царевичем, Кощей разрывает 12 цепей и освобождается из подземелья Марьи Моревны. (Воду вёдрами могли пить только змеи и богатыри и получали от этого силу).
* Кощей является могущественным чародеем. В сказке > Кощей превращает в камень целое царство. В сказке > превращает Ивана Царевича в орех. В сказке > превращает царевну в змею. В сказке > наказывает царевну, надевая на неё мощным заклятием лягушачью кожу. Также Кощей любитель превращаться в ворона.
Враги Кощея
* Во многих сказках врагом Кощея была Баба-Яга, которая сообщает главному герою информацию о том, как его убить.
* Также врагами Кощея были богатыри Дубыня, Горыня, Усыня из сказки Иван Соснович, двоих из них Кощей убивает, а Дубыню смертельно ранит. В этой сказке Кощей погибает от рук Ивана Сосновича.
Тайна Кощея Бессмертного
То, что Кощей бессмертен — это знает каждый. А вот почему у него такое прозвище, где находится его смерть, кто может его победить?
Называют Кощея Бессмертным не потому, что он не может умереть, а потому, что Смерть его слишком далеко спрятана. Вот что говорят об этом сказки.
В русской народной сказке «Кощей Бессмертный»:
— У меня смерть,- говорит он,- в таком-то месте; там стоит дуб, под дубом ящик, в ящике заяц, в зайце утка, в утке яйцо, в яйце моя смерть.
Тогда пошел Иван искать смерть Кощееву. По дороге не убил Волка, Ворона и Щуку. Они ему помогли добраться до дуба, поймать зайца, утку, и достать оброненное им в море яйцо.
В то время прилетел Кощей Бессмертный и говорит:
— Фу, фу! Русской коски слыхом не слыхать, видом не видать, а здесь Русью несет!
— Что ты, Кощей? У меня никого нет,- отвечала мать Ивана-царевича.
Кощей опять и говорит:
— Я что-то не могу!
А Иван-царевич пожимал яичко: Кощея Бессмертного от того коробило. Наконец Иван-царевич вышел, кажет яйцо и говорит:
— Вот, Кощей Бессмертный, твоя смерть! Тот на коленки против него и говорит:
— Не бей меня, Иван-царевич, станем жить дружно; нам весь мир будет покорен.
Иван-царевич не обольстился его словами, раздавил яичко — и Кощей Бессмертный умер».
А в сказке «Марья Моревна» Иван убивает Кощея совсем другим способом.
После того наклал царевич груду дров, развел огонь, спалил Кощея Бессмертного на костре и самый пепел его пустил по ветру.>>
То есть Кощей гибнет от удара копытом волшебного коня, родственником которого является его собственный конь.
А есть еще один вариант этой сказки, в котором говорится о смерти Кощея так:
Добрался до Марьи Моревны, та ну его целовать-миловать, слезами обливать:
— Я уж и не чаяла тебя увидеть. Но лучше уезжай подобру-поздорову, не то догонит нас Кощей — быть тебе снова изрубленым, а мне это хуже своей смерти.
— Не догонит.
Посадил ее на своего коня — тот полетел быстрее ветра. Ну а Кощей Бессмертный домой воротился, обнаружил пропажу и ринулся в погоню. Гнался, гнался за Иваном, да и задохся в полете. Упал в сине море и утонул. А Иван-царевич с Марьей Моревной воротились в свое царство, но не прежде чем заехали к каждой из сестер Ивана-царевича и еще раз поблагодарили Сокола, Орла и Ворона.>>
Кощей хитрый, и в одной сказке, которая тоже называется «Кощей Бессмертный», несколько раз обманывает Ивана и его невесту, называя неправильные места своей смерти.
«. за ужином Ненаглядная Красота спрашивает: «Скажи мне, Кощей Бессмертный: где твоя смерть?» — «На что тебе, глупая баба? Моя смерть в венике завязана».
Но не оказалось его смерти в венике.
Вторая попытка.
«Глупая баба! То я пошутил, моя смерть вон в дубовом тыну заделана».
И только на третий раз поведал Кощей где смерть его на самом деле.
«. говорит он Ненаглядной Красоте: «Ах ты, глупая баба! То я пошутил; моя смерть в яйце, то яйцо в утке, та утка в кокоре, та кокора в море плавает».
А когда нашел Иван то яйцо заветное, положил его за пазуху и пошел к Кощею Бессмертному.
«Приходит к нему во двор, и встречает его Ненаглядная Красота, в уста целует, к плечу припадает. Кощей Бессмертный сидит у окна да ругается: «А, Иван-царевич! Хочешь ты отнять у меня Ненаглядную Красоту, так тебе живому не быть». — «Ты сам у меня ее отнял! — отвечал Иван-царевич, вынул из-за пазухи яйцо и кажет Кощею: — А это что?» У Кощея свет в глазах помутился, тотчас он присмирел-покорился. Иван-царевич переложил яйцо с руки на руку — Кощея Бессмертного из угла в угол бросило. Любо показалось это царевичу, давай чаще с руки на руку перекладывать; перекладывал, перекладывал и смял совсем — тут Кощей свалился и помер»
А про смерть Кощееву, которая на конце иглы находится, рассказала Ивану-царевичу Баба-Яга в сказке «Царевна-Лягушка».
«Баба-яга в бане его выпарила, напоила, накормила, в постель уложила, и Иван-царевич рассказал ей, что ищет свою жену, Василису Премудрую.
— Знаю, знаю, — говорит ему баба-яга, — твоя жена теперь у Кощея Бессмертного. Трудно ее будет достать, нелегко с Кощеем сладить: его смерть на конце иглы, та игла в яйце, яйцо в утке, утка в зайце, тот заяц сидит в каменном сундуке, а сундук стоит на высоком дубу, и тот дуб Кощей Бессмертный как свой глаз бережет.
Иван-царевич у бабы-яги переночевал, и наутро она ему указала, где растет высокий дуб. Долго ли, коротко ли, дошел туда Иван-царевич, видит — стоит, шумит высокий дуб, на нем каменный сундук, а достать его трудно.
Вдруг откуда ни взялся, прибежал медведь и выворотил дуб с корнем. Сундук упал и разбился. Из сундука выскочил заяц — и наутек во всю прыть. А за ним другой заяц гонится, нагнал и в клочки разорвал. А из зайца вылетела утка, поднялась высоко, под самое небо. Глядь, на нее селезень кинулся; как ударит ее — утка яйцо выронила, упало яйцо в синее море.
Тут Иван-царевич залился горькими слезами — где же в море яйцо найти!
Вдруг подплывает к берегу щука и держит яйцо в зубах. Иван-царевич разбил яйцо, достал иголку и давай у нее конец ломать. Он ломает, а Кощей Бессмертный бьется, мечется. Сколько ни бился, ни метался Кощей, сломал Иван-царевич у иглы конец, пришлось Кощею умереть.
Иван-царевич пошел в Кощеевы палаты белокаменные. Выбежала к нему Василиса Премудрая, поцеловала его в сахарные уста. Иван-царевич с Василисой Премудрой воротились домой и жили долго и счастливо до глубокой старости.>>
Про смерть Кощея мы теперь узнали многое. В разных сказках он умирает по-разному. Зло наказано. А если Кощей — олицетворение Зимы, скованности Земли, то после его смерти холода отступили, всех ждет Весна, яркое солнышко, и чудесные деньки.
Внешний вид Кощея Бессмертного
Кощей Бессмертный старый, очень худой, тощий и костлявый человек, похожий на скелет, обтянутый кожей. Он не немощный старик, а очень сильный, можно сказать, жилистый. Ну а характер у него вредный, злой, сластолюбивый, жадный (скупой), и он не вежливый, грубый и неблагодарный.
Что сказано в сказках про Кощея?
Кощей ездит на коне и свободно держится в седле, значит он совсем не слабый, не хилый, а достаточно сильный и ловкий.
Кощей ходит каждый день на войну, как на работу, оставляя красавицу, которую украл, дома у себя горевать, жениха своего поджидать. А когда возвращается вечером, начинает ругаться, что, мол, русским духом у него в доме пахнет, ревнует, значит. А девица ему и отвечает: «Что ты, Кощей Бессмертный! Сам по Руси летал, русского духу нахватался — от тебя русским духом и пахнет». Значит, Кощей еще и летать умеет, как Змей Горыныч, или птица какая диковинная.
Кощей умеет шутить. Он неправильно говорит Красавице о месте нахождения своей смерти, обманывает, то есть, а потом и говорит: «Глупая баба! То я пошутил. «, а потом другое место называет.
Был и такой случай:
Пас он как-то кобылиц у Бабы-Яги. Да не простые те кобылицы были, ветра сильные, неугомонные. Три дня он пас их, и не одна не убежала от него. За это получил он от Бабы-Яги своего верного Коня. Не помогал Кощею никто в его деле. Сам справился. А Иван, за три дня не смог ни разу их без помощников своих собрать, да и коня, в общем-то, украл он у Яги.
Кощей безжалостен к своим врагам. Иван-царевич оказывается его злейшим недругом, хоть и спас его от жажды, Кощей убивает его и разрубает на куски.
Общие выводы
Кощей всегда предстаёт в сказке как похититель женщин. Он обладает несметными богатствами. Кощей — высохший костлявый старик с горящими глазами. Он бессмертен: его смерть скрыта в яйце, а яйцо в гнезде, а гнездо на дубе, а дуб на острове, а остров — в безбрежном море. Только раздавив яйцо, можно положить конец жизни. Сказка не мирилась с несправедливостью и губила бессмертного Кощея. Герой преодолевает все препятствия, берёт в руки иглу, ломает кончик — и вот «сколько ни бился Кощей, сколько ни метался во все стороны, а пришлось ему помереть»
III. Анализ результатов исследования
На основе связей между предметами, явлениями, действиями Кощея Бессмертного можно в русских народных сказках можно сделать вывод:
Кощей Бессме́ртный — отрицательный персонаж русских сказок и в русском фольклоре. Царь, иногда — всадник на волшебном говорящем коне. Часто выступает в роли похитителя невесты главного героя. Изображается в виде худого высокого старика, часто представляется скупым. А характер у него вредный, злой, грубый и неблагодарный.
Кощей — олицетворяет Зиму, Холод, Смерть. Он является могущественным чародеем. У Кощея много врагов, но мало кто из них переживал встречу с ним.
Называют Кощея Бессмертным, потому что Смерть его далеко спрятана.
Таким образом, наше предположение, что Кощей Бессмертный — вымышленный сказочный персонаж, подтвердилось.
В ходе своего исследования мы нашли ответы на многие вопросы. Мы прочитали русские народные сказки, узнали значение непонятных нам слов, провели опрос среди учащихся по теме исследования, узнали из дополнительной литературы многое о Кощее Бессмертном. Мы поняли, что нужно всегда очень внимательно относиться к чтению любого художественного произведения, так как только вдумчивое чтение позволит сделать какие-нибудь новые открытия.
ПРО КОЩЕЯ БЕССМЕРТНОГО
Там, где скалы, словно зубья,
Небо синее грызут,
Там, где ветры терпеливо
Валуны о камни трут.
В тёмной потайной пещере
Еле теплица огонь.
В ней сидит Кощей при деле;
Сто веков мечтает он.
Грезит он, как мог бы в жизни
Славный подвиг совершить,
Мог добиться бы успеха,
Победить и полюбить.
И мечтает, как бы царством
Правил справедливо он,
Как народ ему подвластный
Благодарный слал б поклон.
Он мечтает, как в ненастье
Мог бы тучи раздвигать,
Как бы в голод и в несчастье
Смог бы помощь оказать.
Он мечтает век за веком,
Но не делает труда,
Встать и взяться бы за дело.
Так пропали все века!
Словарь терминов
КОЩЕЙ (Ожег. ) 1. В русских сказках: худой и злой старик, обладатель сокровищ и тайны долголетия. К. Бессмертный, 2. перен. О тощем и высоком человеке, чаще старике, а также о скряге (разг. неодобр. ).
КОЩЕЙ (Ушак. ) — (или кащей), кощея, м. (казак. — бедняк). 1. (К прописное). В народных русских сказках — мифическое существо: худой, костлявый старик, обладающий тайной долговечности, богатый и злой. Кощей бессмертный. 2. Исхудалый, тощий и высокий старик (разг. ). 3. Скупец, скряга (разг. ).
КАЩЕЙ — сказочное лицо, вроде вечного жида, вероятно от слова кастить, но переделано в кощей, от кости, означая изможденного непомерно худобою человека, особенно старика, скрягу, скупца и ростовщика, корпящего.
Толковый словарь Даля, 1863-1866
Кощей (или Кащей) — фантастическое лицо русских сказок и былин, играющее ту же роль скупого хранителя разных сокровищ, что и змей; оба они враждебны сказочным героям.
Биографический словарь
КАЩЕЙ БЕССМЕРТНЫЙ — в восточнославянской мифологии злой колдун, похититель невест. Герой побеждает его, добыв яйцо, в котором спрятана кащеева смерть.
Большой энциклопедический словарь
Кащей, кощей бессмертный, герой русск. сказок, худой (кожа да кости) старик-скупец, обладающий тайной долговечной жизни.
www.microanswers.ru
Кощей Бессмертный: что важно знать о главном злодее русских сказок
Кощей – главный злодей русских сказок. И уже только поэтому мы должны опасаться этого персонажа. Отсутствие страха к Бессмертному может означать, что вы уже давно прописались в его Кощеевом царстве.
Тайна имени
Мы до сих пор не знаем точного происхождения имени «Кощей». Самая распространенная версия – имя «Кощей» происходит от слова «кость» и означает худосочного человека – сегодня не в моде в среде лингвистов. Современные исследователи русского фольклора больше склоняются видеть корни злодея либо нижнелужицком kotlar (заклинатель), либо в древнерусском «касть» (мерзость, гадость и прочее).
Кто такой
Как ни странно, и по этому вопросу до сих пор ученые не пришли к однозначному выводу. Одни видят в Кощее интерпретацию славянского бога смерти от холода Карачуна, другие – русскую версию германского бога Одина, третьи – просто несколько отмороженного волхва с большими магическими способностями.
Многие современные фольклористы вообще призывают реабилитировать Кощея, заявляя, что он никакой не злодей, а некая ролевая модель участника мистерии посвящения молодой девушки, которую выполняет отец посвящаемой.
Преступления Кощея
В русских сказках Кощей предстает весьма способным колдуном. Причем весьма изощренным в своих магических решениях. Так, Ивана Царевича в сказке «Елена Прекрасная» он превращает в орех, царевну из «Царевны-лягушки» он «наряжает» в кожу земноводного, а в сказке «Иван Соснович» он расправляется с целым царством, превращая его в камень. Сам злодей предпочитает оборачиваться вороном.
Неуспешный дамский угодник
Как правило, все активности Кощея строятся вокруг молодых девушек. Кощей использует в завоевании их любви одну и ту же провальную тактику: сначала он эффектно похищает девушку, затем безуспешно старается добиться близости, а, не добившись, превращает сказочных красавиц в лягушек или змей.
Кощей Галантный
Правда, был случай, когда Кощею дама ответила взаимностью. В былине «Об Иване Годиновиче» Бессмертный с экзотическим отчеством Трипетович предстает галантным, куртуазным кавалером, сватаясь к черниговской княжне Марье Дмитриевичне. Его соперником выступает вероломный Иван Годинович, который похищает невесту Кощея и увозит в чисто поле.
Нагнав похитителя, Кощей Трипетович вновь просит Прекрасную Марью стать его законной супругой. И она соглашается. Счастливая пара привязывает вероломного Ивана к дубу, а сами уходят предаваться любовным утехам в шатер.
Затем прилетает ворон и начинает каркать влюбленным, что быть Марье Дмитриевичне не Кощеевой женой, а супругой Ивана Годиновича. В порыве праведного гнева Бессмертный Ромео стреляет в ворона, но стрела изменяет траекторию и убивает самого Кощея.
Несчастная Марья Прекрасная решает покончить с Иваном, но тот ловкостью вырывает у нее саблю и четвертует девушку. Так трагично закончился единственный любовный роман Кощея.
Как убить Кощея
В одной из сказок Кощей разоткровенничался: «Моя смерть далече: на море на океане есть остров, на том острове дуб стоит, под дубом сундук зарыт, в сундуке – заяц, в зайце – утка, в утке – яйцо, а в яйце – смерть моя». Многие ученые увидели в этой «матрешке» интерпретацию модели вселенной: вода (море-океан), земля (остров), растения (дуб), животные (заяц), птицы (утка), а дуб – «мировое древо». Иными словами покончить с Кощеем можно, уничтожив миропорядок.
Христианская трактовка образа Кощея
Некоторые старцы Северной Руси трактовали Кощея как падшего Адама, а Ивана Царевича как «новозаветного человека». В других интерпретациях «народного Православия» Кощей символизировал греховное тело, похищенная им девушка — человеческую душу, а Иван Царевич – дух. Смерть Кощея трактовалась этими подвижниками, как очищение души от грехов. Правда, современные фольклористы считают эти трактовки антинаучными.
Читайте также:
cyrillitsa.ru
Кощей Бессмертный (Вячеслав Рындин)| Естествознание — Литературный салон
Популяризация интересного…
Кощей (правильный вариант – Кащей) – культовый персонаж славянской мифологии, чей народно-фольклорный образ крайне далек от изначального. Кощей Чернобогвич был младшим сыном Чернобога, великого Змея Тьмы. Его старшие братья – Горын и Вий – боялись и уважали Кощея за великую мудрость и столь же великую ненависть к врагам отца – Ирийским богам. Кощей владел самым глубоким и мрачным царством Нави – Кощеевым царством, в котором располагался Лунный Чертог, обитель Чернобога, управителя Дасуней.
Из темных божеств Кощей был самым могущественным (если не считать его отца Чернобога, который в открытый бой вступил лишь единожды во время Изначальной Битвы). Кощей повелевал силами тьмы и овладел этим искусством в совершенстве, что позволяло ему управлять душами и телами мертвых. Конечно, практически все твари Нави, включая Крикс, Кикимор, Лих, Мавок и прочих беспрекословно подчинялись этому некроманту славянского покроя. Также некоторые легенды утверждают, что Кощей способен с легкостью «вытянуть» жизненную силу (или душу) из любого живого существа. В связи с этим абсолютно очевидно, что именно Кощей послужил прообразом знаменитого фентезийного персонажа – лича.
Легенды утверждают, что в отличие от большинства верховных владык Нави Кощей не любил перевоплощения и практически всегда оставался в своем изначальном облике высокого и сутулого, но могучего старца с длинными седыми волосами и осунувшимся лицом (иногда с черепом вместо лица). При крайней необходимости, этот темный колдун мог обращаться в черного ворона.
Кощей виртуозно владел полутораручным мечом и в искусстве фехтования мало кто мог сравниться с ним. Кроме того, доспехи Кощея были заговорены самой Марой еще в те далекие времена, когда богиня зимы и смерти была его женой. Еще одной отличительной особенностью Кощея является его конь, являющийся, как не трудно догадаться, наполовину живым, а наполовину мертвым созданием, результатом одного из магических экспериментов темного властелина.
Об этом мы узнаем из легенды, в которой Мара спустилась в Кощеево царство, дабы помочь Дажьбогу одолеть Кощея и спасти трех прекрасных дев, а вместе с ними и трех Ирийских богатырей (Зорьку, Вечорку и Полуночку). Мара обменяла жизни дев на свою собственную, обязавшись стать женой Кощея. Именно тогда темная богиня заговорила доспехи мужа, которые и без того не одно земное оружие не могло повредить. И тогда же (хотя некоторые легенды утверждают, что гораздо раньше) Мара вызнала об уязвимом месте Кощея – Яйце. И здесь мы вплотную подходим к сакральной эзотерической сущности образа «Кащей».
Вся жизненная сила Кощея была сосредоточена в некоем Яйце, которое по легенде создал Род в начале сотворения мира. Очевидно это то самое Яйцо, о котором говорят многие эзотерические тексты ранних агностиков, алхимиков, каббалистов, теософов. Это Яйцо – символ первозданной творящей энергии, аллегория изначального сотворяющего импульса, исторгнутого, как говорят масоны, Великим Архитектором Вселенной. И если сила Кощея заключена в этом яйце, то логично предположить, что именно в этом персонаже наши далекие предки заключили образ темной стороны человеческой натуры – изначальной, бессмертной и непобедимой. Ведь Кощея Бессмертного никто так и не смог одолеть именно потому, что для этого нужно было бы уничтожить Яйцо, являющееся сутью мироздания. Лишь в поздних легендах – сказках – Кощей несколько раз погибает. Это происходит потому, что ко времени появления этих сказок наши предки уже утратили истинный смысл этого непростого и многопланового мифологического образа.
Еще любопытнее образ «Кащей» выглядит в ракурсе тех легенд, которые именуют его «владыкой Черного Солнца». Ведь Черное Солнце было сакральным символом наших предков, олицетворявшим мощь всей расы и каждого ее представителя в отдельности.
Между тем, та же Мара успешно одурманила Кощея и заковала его в его же собственном дворце, построенном из драгоценных камней. Позже Кощей освободился не без помощи счастливой случайности в виде приключившегося рядом Дажьбога (по другой легенда – Ивана-царевича). Хотя некоторые легенды поясняют, что это была вовсе не случайность, а грамотно спланированный Марой тактический ход. Кстати именно отсюда проистекает второе значение древнеславянского слова кощей – «пленник». Первое значение – «очень худой человек».
Важно понимать, что к акту гибели человека или любого другого живого существа сам Кощей не имел никакого отношения. Он повелевал мертвецами, да, но ни в коей мере не был богом смерти. Богиней смерти была Мара и, в некоторой степени, Макошь.
Символом Кощея был череп или полутораручный клыковидный меч, расположенный острием к земле. Также эмблемой этого бога мог выступать черный круг или, возможно, вышеупомянутое Черное Солнце.
lit-salon.ru