Иосиф чайков – Чайков Иосиф Моисеевич

Чайков Иосиф Моисеевич

Чайков Иосиф Моисеевич известный скульптор, заслуженный деятель искусств РСФСР. Родился в 1888 г. в Киеве. Учился в Париже в Школе декоративных искусств, в студии Н. Аронсона и в Академии художеств (1910—1913). Мастер монументально-декоративной скульптуры, портрета. Преподавал во Вхутемасе — Вхутеине (1920—1921, 1924—1931). На ЗИКе 1934—1935 гг. Выполнил для массового производства кувшины (с рисунками для трафарета) «Материнство» и «Листья», скульптуру «Эпроновец», «Купальщица»; в фаянс переведен его декоративный барельеф 1929 г. «Волейбол».

Источник: Бубнова Е.А. Конаковский фаянс — Москва, 1978

Иосиф Моисеевич Чайков — выдающийся русско-еврейский и советский скульптор, заслуженный деятель искусств России (1959), профессор. Иосиф Чайков родился в Киеве. Вырос в семье деда, переписчика еврейских религиозных текстов. Начинал в Киеве учеником, а затем помощником гравёра. В 1910-1913 учился скульптуре в Париже у Аронсона и в Высшей школе декоративного искусства, потом в Высшей школе изящных искусств. В 1912 Чайков вместе с группой молодых художников основал группу еврейских художников «Махмадим»; группа издавала журнал на иврите под тем же названием. В 1913 участвовал в Осеннем салоне в Париже.

В 1914 Чайков вернулся в Россию. Он активно участвовал в работе Култур-лиге в Киеве — иллюстрировал книги на идишe, вёл класс скульптуры в студии Култур-лиге, в 1918-1919 руководил детской художественной студией. В революционные годы в Киеве занимался созданием наглядной агитации.

В 1920 Чайков был среди организаторов Первой еврейской художественной выставки, организованной Култур-лиге в Киеве. Чайков стал идеологом нового еврейского искусства на основе пластических моделей Древнего Востока. В 1920 переехал в Москву. Создавал подвижные скульптуры и комбинации «Мостостроитель» (1921), «Электрификатор» (1925), «Кузнец» (1927), отличавшиеся необычным планированием центра тяжести.

Преподавал во ВХУТЕМАСе-ВХУТЕИНе (Высшие художественно-технические мастерские) скульптуру.

1922-1923 — Чайков работал в Берлине. Принял участие в выставках советского искусства и группы «Ноябрь». В 1923 Чайков участвовал в Берлинской международной выставке.

В 1925 стал членом Общества русских скульпторов (ОРС) в Москве, в 1929 возглавил его. В 1926 присоединился также к группе «Четыре искусства».

В 1931 Чайков участвовал в создании аллеи ударников в Центральном парке культуры и отдыха имени М. Горького в Москве.

В 1937 принял участие в оформлении советского павильона на Международной выставке в Париже (11 барельефов пропилеи на тему «Народы СССР»).

В 1939 принял участие в оформлении советского павильона на Международной выставке в Нью-Йорке (герб СССР для Советского павильона и горельеф на фасаде павильона Казахской ССР).

Работы Чайкова экспонировались на международных выставках.

С 1930-х Чайков перешёл на позиции социалистического реализма. Он стал признанным советским скульптором, работал во всех жанрах и техниках скульптуры, от мелкой пластики до монументальной скульптуры. Он вернулся к классическим формам, обратился к античности («Торс», 1934, Третьяковская галерея). Чайков создал множество портретов; это в основном известные деятели культуры (Л. Квитко, В. Маяковский, А. Хачатурян) и многие другие. Монументально-декоративные работы Чайкова отмечены динамикой композиции. Известна знаменитая композиция «Футболисты» (1928-1938) — реалистически выполненные фигуры футболистов, борющихся за мяч, образуют композицию, держащуюся на одной точке. До конца 50-х эта скульптура простояла у здания Государственной Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке. В настоящее время она находится в советском отделе Третьяковки на Крымском валу. Персональные выставки Чайкова проходили в Москве в 1948, 1959 и 1979.

Скончался Иосиф Чайков в Москве в 1979. Похоронен на Новом Донском кладбище Москвы. Над могилой установлено надгробие — работа Иосифа Чайкова «Автопортрет с женой».

Источник: Еврейский мемориал

См. также: Иосиф Чайков. «Эпроновец»

www.konakovobiblioteka.ru

Чайков Иосиф: Электронная еврейская энциклопедия ОРТ

ЧАЙКО́В Иосиф Моисеевич (1888, Киев, — 1986, Москва), русско-еврейский и советский скульптор. Чайков вырос в семье деда, переписчика религиозных текстов (софер стам, см. Писец). В 1908 г. поступил учеником в граверную мастерскую в Киеве. В 1910 г. при содействии скульптора Н. Аронсона Чайков получил стипендию для поездки в Париж, где он свел знакомство со многими художниками и скульпторами, часто посещал студию Н. Аронсона, учился у него. Систематическое художественное образование Чайков получил в Школе декоративных искусств в Париже (1910–12) и в Школе изящных искусств (1912–13). В 1913 г. участвовал в Осеннем салоне в Париже. В 1912 г. Чайков вместе с несколькими молодыми еврейскими художниками основал группу «Махмадим»; группа издавала журнал на иврите под тем же названием (вышло несколько номеров).

В 1914 г. Чайков вернулся в Россию. Он активно участвовал в работе Култур-лиге в Киеве — иллюстрировал книги на идиш, вел класс скульптуры в студии Култур-лиге, в 1918–19 гг. руководил детской художественной студией. В 1920 г. Чайков был одним из инициаторов и участников Первой еврейской художественной выставки, организованной Култур-лиге в Киеве. Чайков активно участвовал в реализации плана монументальной пропаганды (памятник-бюст К. Маркса, 1918–20, Киев). В том же году Чайков переехал в Москву и начал преподавать скульптуру во ВХУТЕМАСе-ВХУТЕИНе (1920–21 и 1924–31 гг.). В 1922–23 гг. Чайков жил в Берлине, участвовал в выставках советского искусства и немецкой Ноябрьской группы. В 1923 г. работы Чайкова экспонировались на Большой Берлинской выставке. Затем он вернулся в Москву. В 1925 г. вошел в Общество русских скульпторов (ОРС) в Москве, в 1929 г. стал председателем Общества. В 1926 г. присоединился также к обществу «Четыре искусства». В 1931 г. Чайков принимал участие в создании аллеи ударников в Центральном парке культуры и отдыха в Москве, где выполнил несколько портретных бюстов ударников первой пятилетки. В 1937 г. в числе других скульпторов оформлял советский павильон на Международной выставке в Париже (пропилеи на тему «Народы СССР», 11 барельефов), а в 1939 г. — в Нью-Йорке (горельеф на фасаде павильона Казахской ССР и герб СССР для Советского павильона). Работы Чайкова экспонировались на многих международных выставках. Персональные выставки Чайкова состоялись в Москве в 1948, 1959 и 1979 гг.

Первые десять лет творчества Чайкова были временем поисков своего собственного стиля. Он изучал различные направления европейского искусства 19 — начала 20 вв.: творчество Родена, постимпрессионистов, символистов; одновременно это был период глубокого интереса к проблемам еврейского возрождения и создания современного еврейского искусства. Чайков как идеолог и лидер группы «Махмадим» считал, что это новое искусство может быть создано на основе пластических форм Древнего Востока, соединенных с современным ориентализмом; произведения художников группы представляли собой преимущественно стилизацию памятников ассиро-вавилонского искусства при значительном влиянии стиля ар нуво. К началу 1920-х гг. Чайков перешел на авангардистские позиции, обратившись сначала к кубизму, а затем к конструктивизму, который определил его стиль в течение следующих нескольких лет («Электрификатор», 1921, Третьяковская галерея, Москва; «Мостостроитель», 1921, там же, и другие). Изменились и его взгляды на перспективы развития еврейского искусства: Чайков полагал теперь, что путь к нему лежит в создании новых экспрессивных форм, соответствующих вненациональному «новому миру» и уникальной ситуации евреев в нем. В 1921 г. Чайков опубликовал в изданной на идиш брошюре «Скулптур» свое программное заявление, где отказывался и от этнографического содержания, и от фольклорного или примитивистского стиля.

На протяжении 1920-х гг. в творчестве Чайкова авангардистские идеи уступили место реализму, а затем и социалистическому реализму. Некоторое время Чайков пытался примирить противоположные тенденции; тематика его работ стала «советской», но форма по-прежнему тяготела к конструктивизму: работы «Ленин-оратор» (1927, Третьяковская галерея, Москва) или проект «Башня Октября» (1929, не сохранилась), созданный под явным влиянием В. Татлина.

С 1930-х гг. Чайков окончательно перешел на позиции социалистического реализма. Он стал признанным советским скульптором, работал практически во всех жанрах и техниках скульптуры, от монументальной скульптуры до мелкой пластики. Он вернулся к классическим формам в скульптуре; одним из проявлений этого было обращение к античности («Торс», 1934, Третьяковская галерея). Одно из самых известных произведений Чайкова — «Футболисты» (1928–38, Третьяковская галерея). В этой работе Чайков поставил и решил чрезвычайно сложные пластические задачи — создать динамическую композицию, не отказываясь при этом от принципа равновесия фигур и, кроме того, построить само это равновесие, использовав лишь одну точку опоры. Однако, в отличие от раннего конструктивистского периода, эта задача решалась в традиционных формах реалистической скульптуры; экспрессивность образов вступала в противоречие с академической моделировкой. В 1938 г. Чайков несколько переработал скульптуру, после чего она экспонировалась на Всемирной выставке в Нью-Йорке в 1939 г. Впоследствии скульптура была установлена перед зданием Третьяковской галереи в Москве.

Мелкая пластика Чайкова (бронза, фарфор, майолика) представляет собой жанровую скульптуру («Рыбак», 1926, Третьяковская галерея, Москва; «Планерист», 1939, там же; «Бег с препятствиями», 1958, Торговая палата, Москва). Чайков создал также множество портретов; это в основном известные деятели культуры (Л. Квитко, 1943, собрание Б. Квитко, Москва; В. Маяковский, 1944, Русский музей, Санкт-Петербург; А. Хачатурян, 1972, Министерство культуры, Москва, и другие).

eleven.co.il

Скульптор Иосиф Чайков

Иосиф Моисеевич Чайков родился в 1888 в Киеве в семье портного. Видимо, от деда — писца по пергаменту — унаследовал он тягу к искусству.

Судьба свела его со скульптором Ароясоном, на которого произвели впечатление граверные работы и любительские скульптуры юноши. С трудом удалось выхлопотать стипендию, и в 1910 году Чайков отправился в Париж в Школу декоративных искусств. В 1914 году Чайков возвращается на родину и, призванный в армию, попадает на русско-германский фронт. Только после революции он вернулся к любимому искусству.

Киевский Совет поручает Чайкову исполнение временных памятников Марксу, Либкнехту и скульптурной группы «Всевобуч». Это было попыткой молодого художника откликнуться на план «монументальной пропаганды». Правда, воплощает он свои замыслы еще очень условно и схематично. В 20-е годы Чайков вообще много экспериментирует, он строит конструкции из обрезков металла, картона и пружин, используюя различные крепежные детали (анкер, дюбель). Он добивается передачи «чистой» динамики («Акробаты», 1925) или утрированной тяжеловесностью пропорций стремится дать представление о неодолимой мощи изображенного (проект «Башни Октября», 1927).

Работа над портретом вводит его в русло реалистических исканий. «Портрет Тараса Шевченко» (1930), портреты художников К. Истомина (1936), С. Герасимова (1939), В. Яковлева (1944), «Голова девушки» (1929—1934) л многие работы военных лет были заметными вехами на этом пути.

Через всю жизнь скульптора проходит работа над портретом В. В. Маяковского. К изображению великого поэта он обращался в 1935, 1940, 1944 и 1950 годах.

В области монументально-декоративной скульптуры Чайков работает с 1936 года. Композиция «Советская семья» (1936), пропилеи перед входом в Советский павильон на Международной выставке 1937 года в Париже, скульптурная группа «Футболисты» (1928—1938), горельеф «Казахская республика» и Хрустальный фонтан для Международной выставки 1939 года в Нью-Йорке, барельефы для здания Советского посольства в Бухаресте (1940), скульптура «Цирк» (1945), статуи спортсменок (1948—1950), фонтан «Дружба народов» на ВДНХ относятся к наиболее значительным произведениям скульптора. В 1959 году И. М. Чайкову было присвоено звание заслуженного деятеля искусств РСФСР.

Комментарии пользователей Facebook и ВКонтакте. Выскажи мнение.

Последние материалы в этом разделе:

↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓

< Предыдущая   Следующая >

www.artcontext.info

Чайков Иосиф Моисеевич (1888–1979)

Биография

Выдающийся русский и советский скульптор, педагог. Монументально-декоративные работы И. Чайкова отмечены динамикой композиции. Наиболее известна его композиция «Футболисты». Член Союза художников СССР. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1959). 

Родился в Киеве, вырос в семье деда, переписчика еврейских религиозных текстов. Начинал учеником, а затем помощником гравера. В 1910–1913 годах учился скульптуре в Париже у скульптора Аронсона и в Высшей школе декоративного искусства, затем в Высшей школе изящных искусств.

В 1912 году И. Чайков основал группу молодых еврейских художников «Махмадим»; группа издавала журнал на иврите под тем же названием. В 1913 году участвовал в Осеннем салоне в Париже. В 1914 году Чайков вернулся в Россию и  активно участвовал в работе Култур-лиге в Киеве. В революционные годы в Киеве занимался созданием наглядной агитации.

В 1920 году скульптор переехал в Москву. Примыкал к левым течениям в искусстве – кубизму, конструктивизму. Создавал подвижные скульптуры и комбинации «Мостостроитель» (1921), «Электрификатор» (1925) «Кузнец» (1927), отличавшиеся необычным планированием центра тяжести, преподавал во ВХУТЕМАСе – ВХУТЕИНе скульптуру. В 1922–23 годах Чайков работал в Берлине. Принял участие в выставках советского искусства и группы «Ноябрь». В 1925 году стал членом Общества русских скульпторов (ОРС) в Москве, в 1929 году возглавил его. В 1926 году присоединился также к группе «Четыре искусства».

В 30-е годы И. М. Чайков переходит на реалистические позиции, работая во всех жанрах и техниках скульптуры, от мелкой пластики до монументальной скульптуры, вернулся к классическим формам, обратился к античности («Торс», 1934). Этот переход от конструктивизма к реализму наглядно демонстрирует его наиболее знаменитая скульптура «Футболисты» (1928–1938) – реалистически выполненные фигуры футболистов, борющихся за мяч, образуют композицию, держащуюся на одной точке. До конца 50-х годов эта скульптура простояла у Здания Государственной Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке. В настоящее время она находится в советском отделе Третьяковки на Крымском валу. Лев Кассиль в своей известной повести «Ранний восход» о юном художнике Коле Дмитриеве описывает, как её герой  впервые идет в Третьяковскую галерею мимо чайковской скульптуры. «Футболисты» приобрели широчайшую популярность. Их гипсовые копии (как правило, с отбитыми конечностями) когда-то «украшали» все районные парки и стадионы, наряду с небезызвестной «Девушкой с веслом».

И. М. Чайков участвовал во многих выставках, в том числе в юбилейных – «Художники РСФСР за 15 лет. 1917–1932», «15 лет РККА». принимал участие в оформлении советских павильонов на Всемирных выставках в Париже (1937) и Нью-Йорке (1939). Персональные выставки Чайкова проходили в Москве (1948, 1959, 1979).

Иосиф Моисеевич создал множество портретов известных деятелей культуры (В. Фаворский  1928, Л. Квитко 1943, В. Маяковский 1944, А. Хачатурян 1972 и др.) Скульптором выполнен памятник Н. А. Некрасову, который установлен в Москве в Большом Харитоньевском переулке.

В 1958 году ушла из жизни жена И. М. Чайкова Цецилия Моисеевна. Скульптор похоронил свою верную подругу на Новом Донском кладбище в Москве и в качестве надгробия установил свою работу «Автопортрет с женой», оставив при этом на постаменте место для своего имени, которое появилось там после смерти Иосифа Чайкова в Москве в 1979 году.

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.’;document.getElementById(‘cloak542278732d26b5efabd1c4672d044c4d’).innerHTML += »+addy_text542278732d26b5efabd1c4672d044c4d+»;

 

tramvaiiskusstv.ru

Ежевика – еврейская академическая вики-энциклопедия

Материал из ЕЖЕВИКИ — EJWiki.org — Академической Вики-энциклопедии по еврейским и израильским темам

Источник:


Чайков, Иосиф Моисеевич (1888, Киев, – 1986, Москва), русско-еврейский и советский скульптор.

Биографические сведения

Чайков вырос в семье деда, переписчика религиозных текстов (софер стам, см. Писец).

В 1908 г. поступил учеником в граверную мастерскую в Киеве.

В 1910 г. при содействии скульптора Н. Аронсона Чайков получил стипендию для поездки в Париж, где он свел знакомство со многими художниками и скульпторами, часто посещал студию Н. Аронсона, учился у него.

Систематическое художественное образование Чайков получил в Школе декоративных искусств в Париже (1910–12) и в Школе изящных искусств (1912–13).

В 1912 г. Чайков вместе с несколькими молодыми еврейскими художниками основал группу «Махмадим»; группа издавала журнал на иврите под тем же названием (вышло несколько номеров).

В 1913 г. участвовал в Осеннем салоне в Париже.

В 1914 г. Чайков вернулся в Россию. Он активно участвовал в работе Култур-лиге в Киеве — иллюстрировал книги на идиш, вел класс скульптуры в студии Култур-лиге, в 1918–19 гг. руководил детской художественной студией.

В 1920 г. Чайков был одним из инициаторов и участников Первой еврейской художественной выставки, организованной Култур-лиге в Киеве.

Чайков активно участвовал в реализации плана монументальной пропаганды (памятник-бюст К. Маркса, 1918–20, Киев).

В том же году Чайков переехал в Москву и начал преподавать скульптуру во ВХУТЕМАСе-ВХУТЕИНе (1920–21 и 1924–31 гг.).

В 1922–23 гг. Чайков жил в Берлине, участвовал в выставках советского искусства и немецкой Ноябрьской группы.

В 1923 г. работы Чайкова экспонировались на Большой Берлинской выставке. Затем он вернулся в Москву.

В 1925 г. вошел в Общество русских скульпторов (ОРС) в Москве, в 1929 г. стал председателем Общества.

В 1926 г. присоединился также к обществу «Четыре искусства».

В 1931 г. Чайков принимал участие в создании аллеи ударников в Центральном парке культуры и отдыха в Москве, где выполнил несколько портретных бюстов ударников первой пятилетки.

В 1937 г. в числе других скульпторов оформлял советский павильон на Международной выставке в Париже (пропилеи на тему «Народы СССР», 11 барельефов), а в 1939 г. — в Нью-Йорке (горельеф на фасаде павильона Казахской ССР и герб СССР для Советского павильона).

Работы Чайкова экспонировались на многих международных выставках. Персональные выставки Чайкова состоялись в Москве в 1948, 1959 и 1979 гг.

Особенности творчества скульптора

Первые десять лет творчества Чайкова были временем поисков своего собственного стиля.

Он изучал различные направления европейского искусства 19 – начала 20 вв.: творчество Родена, постимпрессионистов, символистов; одновременно это был период глубокого интереса к проблемам еврейского возрождения и создания современного еврейского искусства.

Чайков как идеолог и лидер группы «Махмадим» считал, что это новое искусство может быть создано на основе пластических форм Древнего Востока, соединенных с современным ориентализмом; произведения художников группы представляли собой преимущественно стилизацию памятников ассиро-вавилонского искусства при значительном влиянии стиля ар нуво.

К началу 1920-х гг. Чайков перешел на авангардистские позиции, обратившись сначала к кубизму, а затем к конструктивизму, который определил его стиль в течение следующих нескольких лет («Электрификатор», 1921, Третьяковская галерея, Москва; «Мостостроитель», 1921, там же, и другие).

Изменились и его взгляды на перспективы развития еврейского искусства: Чайков полагал теперь, что путь к нему лежит в создании новых экспрессивных форм, соответствующих вненациональному «новому миру» и уникальной ситуации евреев в нем.

В 1921 г. Чайков опубликовал в изданной на идиш брошюре «Скулптур» свое программное заявление, где отказывался и от этнографического содержания, и от фольклорного или примитивистского стиля.

На протяжении 1920-х гг. в творчестве Чайкова авангардистские идеи уступили место реализму, а затем и социалистическому реализму.

Некоторое время Чайков пытался примирить противоположные тенденции; тематика его работ стала «советской», но форма по-прежнему тяготела к конструктивизму: работы «Ленин-оратор» (1927, Третьяковская галерея, Москва) или проект «Башня Октября» (1929, не сохранилась), созданный под явным влиянием В. Татлина.

С 1930-х гг. Чайков окончательно перешел на позиции социалистического реализма. Он стал признанным советским скульптором, работал практически во всех жанрах и техниках скульптуры, от монументальной скульптуры до мелкой пластики.

Он вернулся к классическим формам в скульптуре; одним из проявлений этого было обращение к античности («Торс», 1934, Третьяковская галерея).

Одно из самых известных произведений Чайкова — «Футболисты» (1928–38, Третьяковская галерея). В этой работе Чайков поставил и решил чрезвычайно сложные пластические задачи — создать динамическую композицию, не отказываясь при этом от принципа равновесия фигур и, кроме того, построить само это равновесие, использовав лишь одну точку опоры.

Однако, в отличие от раннего конструктивистского периода, эта задача решалась в традиционных формах реалистической скульптуры; экспрессивность образов вступала в противоречие с академической моделировкой.

В 1938 г. Чайков несколько переработал скульптуру, после чего она экспонировалась на Всемирной выставке в Нью-Йорке в 1939 г. Впоследствии скульптура была установлена перед зданием Третьяковской галереи в Москве.

Разнообразие творческих интересов

Мелкая пластика

Мелкая пластика Чайкова (бронза, фарфор, майолика) представляет собой жанровую скульптуру («Рыбак», 1926, Третьяковская галерея, Москва; «Планерист», 1939, там же; «Бег с препятствиями», 1958, Торговая палата, Москва).

Портреты

Чайков создал также множество портретов; это в основном известные деятели культуры (Л. Квитко, 1943, собрание Б. Квитко, Москва; В. Маяковский, 1944, Русский музей, Санкт-Петербург; А. Хачатурян, 1972, Министерство культуры, Москва, и другие).

Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ЧАЙКОВ Иосиф Моисеевич в ЭЕЭ

ejwiki.info

Ежевика – еврейская академическая вики-энциклопедия

Материал из ЕЖЕВИКИ — EJWiki.org — Академической Вики-энциклопедии по еврейским и израильским темам

Источник:


Чайков, Иосиф Моисеевич (1888, Киев, – 1986, Москва), русско-еврейский и советский скульптор.

Биографические сведения

Чайков вырос в семье деда, переписчика религиозных текстов (софер стам, см. Писец).

В 1908 г. поступил учеником в граверную мастерскую в Киеве.

В 1910 г. при содействии скульптора Н. Аронсона Чайков получил стипендию для поездки в Париж, где он свел знакомство со многими художниками и скульпторами, часто посещал студию Н. Аронсона, учился у него.

Систематическое художественное образование Чайков получил в Школе декоративных искусств в Париже (1910–12) и в Школе изящных искусств (1912–13).

В 1912 г. Чайков вместе с несколькими молодыми еврейскими художниками основал группу «Махмадим»; группа издавала журнал на иврите под тем же названием (вышло несколько номеров).

В 1913 г. участвовал в Осеннем салоне в Париже.

В 1914 г. Чайков вернулся в Россию. Он активно участвовал в работе Култур-лиге в Киеве — иллюстрировал книги на идиш, вел класс скульптуры в студии Култур-лиге, в 1918–19 гг. руководил детской художественной студией.

В 1920 г. Чайков был одним из инициаторов и участников Первой еврейской художественной выставки, организованной Култур-лиге в Киеве.

Чайков активно участвовал в реализации плана монументальной пропаганды (памятник-бюст К. Маркса, 1918–20, Киев).

В том же году Чайков переехал в Москву и начал преподавать скульптуру во ВХУТЕМАСе-ВХУТЕИНе (1920–21 и 1924–31 гг.).

В 1922–23 гг. Чайков жил в Берлине, участвовал в выставках советского искусства и немецкой Ноябрьской группы.

В 1923 г. работы Чайкова экспонировались на Большой Берлинской выставке. Затем он вернулся в Москву.

В 1925 г. вошел в Общество русских скульпторов (ОРС) в Москве, в 1929 г. стал председателем Общества.

В 1926 г. присоединился также к обществу «Четыре искусства».

В 1931 г. Чайков принимал участие в создании аллеи ударников в Центральном парке культуры и отдыха в Москве, где выполнил несколько портретных бюстов ударников первой пятилетки.

В 1937 г. в числе других скульпторов оформлял советский павильон на Международной выставке в Париже (пропилеи на тему «Народы СССР», 11 барельефов), а в 1939 г. — в Нью-Йорке (горельеф на фасаде павильона Казахской ССР и герб СССР для Советского павильона).

Работы Чайкова экспонировались на многих международных выставках. Персональные выставки Чайкова состоялись в Москве в 1948, 1959 и 1979 гг.

Особенности творчества скульптора

Первые десять лет творчества Чайкова были временем поисков своего собственного стиля.

Он изучал различные направления европейского искусства 19 – начала 20 вв.: творчество Родена, постимпрессионистов, символистов; одновременно это был период глубокого интереса к проблемам еврейского возрождения и создания современного еврейского искусства.

Чайков как идеолог и лидер группы «Махмадим» считал, что это новое искусство может быть создано на основе пластических форм Древнего Востока, соединенных с современным ориентализмом; произведения художников группы представляли собой преимущественно стилизацию памятников ассиро-вавилонского искусства при значительном влиянии стиля ар нуво.

К началу 1920-х гг. Чайков перешел на авангардистские позиции, обратившись сначала к кубизму, а затем к конструктивизму, который определил его стиль в течение следующих нескольких лет («Электрификатор», 1921, Третьяковская галерея, Москва; «Мостостроитель», 1921, там же, и другие).

Изменились и его взгляды на перспективы развития еврейского искусства: Чайков полагал теперь, что путь к нему лежит в создании новых экспрессивных форм, соответствующих вненациональному «новому миру» и уникальной ситуации евреев в нем.

В 1921 г. Чайков опубликовал в изданной на идиш брошюре «Скулптур» свое программное заявление, где отказывался и от этнографического содержания, и от фольклорного или примитивистского стиля.

На протяжении 1920-х гг. в творчестве Чайкова авангардистские идеи уступили место реализму, а затем и социалистическому реализму.

Некоторое время Чайков пытался примирить противоположные тенденции; тематика его работ стала «советской», но форма по-прежнему тяготела к конструктивизму: работы «Ленин-оратор» (1927, Третьяковская галерея, Москва) или проект «Башня Октября» (1929, не сохранилась), созданный под явным влиянием В. Татлина.

С 1930-х гг. Чайков окончательно перешел на позиции социалистического реализма. Он стал признанным советским скульптором, работал практически во всех жанрах и техниках скульптуры, от монументальной скульптуры до мелкой пластики.

Он вернулся к классическим формам в скульптуре; одним из проявлений этого было обращение к античности («Торс», 1934, Третьяковская галерея).

Одно из самых известных произведений Чайкова — «Футболисты» (1928–38, Третьяковская галерея). В этой работе Чайков поставил и решил чрезвычайно сложные пластические задачи — создать динамическую композицию, не отказываясь при этом от принципа равновесия фигур и, кроме того, построить само это равновесие, использовав лишь одну точку опоры.

Однако, в отличие от раннего конструктивистского периода, эта задача решалась в традиционных формах реалистической скульптуры; экспрессивность образов вступала в противоречие с академической моделировкой.

В 1938 г. Чайков несколько переработал скульптуру, после чего она экспонировалась на Всемирной выставке в Нью-Йорке в 1939 г. Впоследствии скульптура была установлена перед зданием Третьяковской галереи в Москве.

Разнообразие творческих интересов

Мелкая пластика

Мелкая пластика Чайкова (бронза, фарфор, майолика) представляет собой жанровую скульптуру («Рыбак», 1926, Третьяковская галерея, Москва; «Планерист», 1939, там же; «Бег с препятствиями», 1958, Торговая палата, Москва).

Портреты

Чайков создал также множество портретов; это в основном известные деятели культуры (Л. Квитко, 1943, собрание Б. Квитко, Москва; В. Маяковский, 1944, Русский музей, Санкт-Петербург; А. Хачатурян, 1972, Министерство культуры, Москва, и другие).

Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ЧАЙКОВ Иосиф Моисеевич в ЭЕЭ

www.ejwiki.org

Чайков Иосиф Википедия


Иосиф Моисеевич Чайков (1888, Киев — 1979, Москва), советский российский скульптор, Заслуженный деятель искусств РСФСР (1959), профессор. Монументально-декоративные работы Чайкова отмечены динамикой композиции. Наиболее известна его композиция «Футболисты» (существует в двух вариантах — 1928 и 1938 годов, оба — Третьяковская галерея).

id=».D0.91.D0.B8.D0.BE.D0.B3.D1.80.D0.B0.D1.84.D0.B8.D1.8F»>Биография[ | ]

Родился 13 декабря 1888 года в Киеве. Вырос в семье деда, переписчика еврейских религиозных текстов. Начинал в Киеве учеником, а затем помощником гравёра.

В 1910-13 гг. учился скульптуре в Париже у Аронсона и в Высшей школе декоративного искусства, потом в Высшей школе изящных искусств.

В 1912 г. Чайков вместе с группой молодых художников основал группу еврейских художников «Махмадим»; группа издавала журнал на иврите под тем же названием. В 1913 г. участвовал в Осеннем салоне в Париже.

В 1914 г. Чайков вернулся в Россию. Он активно участвовал в работе Култур-лиге в Киеве — иллюстрировал книги на идишe, вёл класс скульптуры в студии Култур-лиге, в 1918-19 гг. руководил детской художественной студией.

В революционные годы в Киеве занимался созданием наглядной агитации.

В начале 1920-х гг. кубист.

В 1920 г. Чайков был среди организаторов Первой еврейской художественной выставки, организованной Култур-лиге в Киеве. Чайков стал идеологом нового еврейского искусства на основе пластических моделей Древнего Востока, соединённых с ориентализмом начала XX века и арт нуво.

В 1920 году переехал в Москву. Создавал подвижные скульптуры и комбинации «Мостостроитель» (1921), «Электрификатор» (1925) «Кузнец» (1927) отличавшиеся необычным планированием центра тяжести. Преподавать во ВХУТЕМАСе-ВХУТЕИНе скульптуру. В 1921 г. Чайков опубликовал в изданной на идишe брошюре «Скульптор» своё программное заявление, где отказывался и от этнографического содержания, и от фольклорного или примитивистского стиля.

1922-23 гг. Чайков работал в

ru-wiki.ru

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *